principy_koachinga

Как о методах коучинга бессмысленно говорить без обозначения целей, так и о моделях следует рассуждать, только понимая основные принципы работы коуча. Коуч, строго говоря, не наставник, не тренер/репетитор, не эксперт по управлению персоналом, не психотерапевт. Хотя «направляет на истинный путь», тренирует, обучает эффективному менеджменту, решает психологические и жизненные проблемы.

Все это коуч делает, направляя внутренние ресурсы своего клиента на достижение цели, которую тот сам выбирает для себя. И для этого строит модели коучинга, оптимально подходящие для каждого конкретного случая. Принадлежность данных моделей именно коучингу (а не тренингу, наставничеству, психотерапии и т.д.) определяется тем, насколько они отвечают определенным принципам.

Базовые принципы коучинга

Соблюдение принципов, естественно, важнее для коучей, чем для их клиентов. Но и людям, желающим прибегнуть к помощи коуча будет небезынтересно знать, чем специалист руководствуется. Базовых принципов выделают шесть:

  • Позитивный подход. Коуч не будет концентрироваться на том, что мешает вам достичь цели. Напротив, обратит свое и ваше внимание на то, что ПОМОЖЕТ
  • Равенство подхода к общению. Клиент – не подопечный и не пациент коуча, а равный сотрудник в поиске пути к достижению цели
  • Разграниченная ответственность за результат. Коуч несет ответственность за свою профессиональную позицию. Но достижение собственной цели – ответственность клиента. Если человек не приложит усилий, не будет работать – никто кроме него не виноват.
  • Творчество и отсутствие догматизма. Модели коучинга применяются и меняются в зависимости от конкретного клиента, конкретной ситуации. Коучинг – процесс, требующий постоянной креативности.
  • Осознание своих ресурсов и возможностей. Коуч помогает клиенту увидеть и осознать свой внутренний ресурс, позволяющий достичь цели.
  • Системность. Коуч воспринимает клиента, как цельную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Он просчитывает последствия изменений одного из элементов и предотвращает принятие неверных решений, которые могут привести к нежелательным последствиям.

Самые распространенные модели коучинга

Моделей, по которым может проводиться серия коучинга, великое множество. Например, недавно в России вышла книга Боба Бейтса «76 моделей коучинга», немедленно ставшая бестселлером. В ней изложен и обобщен опыт всех выдающихся коучей мира. Естественно, что среди моделей есть как идеально приспособленные к «тиражированию», так и откровенно авторские, которые почти невозможно повторить.

Как правило в каждой стране применяются модели коучинга, которые «вписываются» в особенности национальных психологий, экономических ситуаций, общественных традиций. И благодаря этому позволяют добиться максимальных результатов.

В России чаще всего используются:

  • ГРОУ (GROW), РОСТ. Модель гроу в коучинге практически универсальна. Ее название – это аббревиатура английских слов: цель, реальность, варианты, намерение. Они задают вектор. Сначала клиент рассказывает о своей цели, затем о текущей жизненной реальности. После этого с помощью коуча он осознает, какие внутренние барьеры препятствуют его движению к цели. И после этого уже обретает мотивацию и силы действовать.
  • Скор (Score). Очень схожа с предыдущей за одним исключением. Модель score в коучинге предназначена для тех , кто хочет чего-то достичь, но не знает толком, чего. Работа коуча начинается с выяснения внутренних барьеров, мешающих человеку не только действовать, но даже хотеть. После того, как первый этап пройден, дальнейшие шаги такие же, как в гроу.
  • Колесо баланса. Это довольно известный способ анализа своей текущей жизни. Рисуется круг, делится на 8 секторов, означающих разные сферы, и каждая сфера оценивается по десятибалльной шкале. Коуч предлагает человеку разбить каждый сектор на еще более мелкие составляющие, а затем они вместе с клиентом начинают «наводить порядок» в проблемных сферах.
  • Т-модель. Метод постановки вопросов, при помощи которых коуч подводит клиента к пониманию инструментов и вариантов решения задач, ведущих к цели. Графически модель изображается, как буква «Т» (отсюда и название). Горизонтальная линия – это поиск возможностей и выбор вариантов. Вертикальная – линия углубления в конкретные действия.
  • SMART (СМАРТ). Можно определить эту модель, как поиск при помощи коуча четких формулировок своей цели. Цель должна быть достижима, в меру трудна, важна, разделена на задачи и достигнута в определенный срок. После того, как все элементы сбалансированы, человек обретает высокую мотивацию и внутренние резервы для достижения своей цели.

Помните, что какую бы модель не предложил вам ваш коуч – это не догма. Модели коучинга подвижны, могут включать в себя элементы друг друга. Хороший коуч, «сканируя» клиента, просто каждый раз выбирает то, что лучше всего подойдет к его личности и даже актуальному в данный момент настрою.

А дальше дело уже за вами. Если вы подойдете к процессу так же вовлечено и ответственно, выбранная вами цель обязательно будет достигнута! Независимо от того, как называется модель коучинга, которой вы пользуетесь.


Читайте также:

Психоаналитический бизнес–коучинг>>> 

Кто такой психоаналитик >>>

Психоаналитический психотерапевт >>>

Современный психоанализ >>>

Психоаналитический бизнес–коучинг>>> 


Если при прочтении текста вам что-то откликнулось и кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на ваш случай, и вы хотели бы решить эту проблему, вы можете связаться со мной по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о беспокоящей ситуации, требующей профессиональной помощи.


Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно). В ходе предварительной консультации я пойму, смогу ли я вам помочь. Если вам проще написать письмо, вы можете отправить его на почту.

Прошу описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма не ограничен, я обязательно прочитаю его и отвечу.