prakticheskaya_psychologiya

В отличие от прикладной психологии, практическая занимается изучением и решением другого типа задач. Прикладная психология занимается чужими видами практики, не психологическими. И только практическая психология занимается разработкой психологической практики. В свою очередь психологическая практика делится на четыре основные области.

 

  • Психологическая диагностика или психодиагностика;
  • психологическая коррекция или психокоррекция;
  • психологическое консультирование;
  • психотерапия (немедицинская, а психологическая практика).

 

Что из себя представляет Психодиагностика?

prakticheskaya_psychologiya

Психодиагностика это инструмент для распознавания индивидуально-психологических особенностей человека. Индивидуально-психологические особенности это совокупность всех известных психических явлений. Психодиагностика распознает протекание всех психических явлений, а именно познавательных процессов, мотивационно-эмоциональные явления и психологические свойства личности у каждого конкретного индивида.

Психодиагностика занимается разработкой и практическим применением методов выявления индивидуально-психологических особенностей человека.

Любой диагностический метод должен обладать валидностью. Валидность это когда в результате диагностики мы получаем то, что хотели измерить, а также это соответствие результатов диагностики её предмету. Примером может служить тест на уровень интеллекта iq тест, в котором обобщенно выдаётся какой-то итог по результатам его завершения. Но существует до сих пор неразрешимая задача этого теста, по причине того, что в процессе тестирования испытуемый прибегает не только к своей интеллектуальной составляющей, но и к знаниям, умениям и навыкам, которые в свою очередь составляют опыт. В процессе этого тестирования невозможно абстрагироваться от этого явления и сам метод является не совсем валидным. То есть, в итоге мы получаем не совсем то, что исследовали. Не чистый коэффициент интеллекта испытуемого. Также тест должен быть стандартизирован на ту популяцию в которой он проводится. Например, тест личностной диагностики MMPI для жителей США и России не могут быть валидными по причине различия индивидуальных и психологических особенностей.

Тестирование является одним из инструментов психодиагностики. Что же такое тест? Тест это краткое, стандартизированное, диагностическое испытание. Главным отличительным свойством теста является его краткость. Но краткость теста не может говорить о его высокой достоверности, скорее наоборот. Наиболее достоверные данные возможно получить только при обширном и глубоком исследовании.

Отсюда и народная поговорка:

Чтобы узнать человека с ним надо съесть пуд соли.

Смысл народной мудрости в том, чтобы узнать человека, его надо очень долго изучать. Чем более кратким является исследование, тем менее достоверными и надежными могут оказаться его результаты. А для чего же тогда придумали тесты и почему стоит ими пользоваться? А дело вот в чем, применение текстов оправдано в двух ситуациях.

 

  • Ситуация большого количества обследуемых лиц;
  • ситуация дефицита времени.

 

Резюмируя все вышесказанное, надо отметить, что методы психодиагностики необходимы для психологического консультирования. Чтобы консультировать человека, надо прежде всего понять что с ним происходит.

 

Что такое психокоррекция?

prakticheskaya_psychologiya

Психокоррекция это целенаправленное приближение к норме каких-либо психических или поведенческих функций. Психокоррекция всегда тесно связана с понятием норма.

Существует два вида нарушения психического развития, которые внешне похожи, но по сути различаются между собой, это психическое недоразвитие, оно часто проявляется в легких степенях олигофрении. И это задержанное психическое развитие и здесь причиной является педагогическая и социальная запущенность ребенка. И в первом и во втором случаях при диагностике обнаруживается недоразвитие психических функций. Только в первом случае в результате психического недоразвития стопроцентная коррекция считается невозможной и опыт развития науки об этом давно свидетельствует. Тем не менее коррекцию проводить надо на столько на сколько это возможно. Также существуют отклонения от поведенческих норм человека. И впервую очередь это социальные нормы. В этом случае также организуется коррекционная работа, но коррекции подлежат формы поведения, которые также стараются приблизить к возрастным нормам.