infantilnaya-seksualnost

Маленький Ганс (Герберт Граф (1903-1973)) 

                                                    

  • Мать - Ольга Хениг (бывшая пациентка З. Фрейда)
  • Отец - Макс Граф (посещал кружок посвященных по средам)
  • Впоследствии родители развелись
  • 1908 - появление нервного расстройства: боязнь, что его на улице укусит лошадь
  • Театральный деятель, режиссер, педагог
  • Младшая сестра Ханна пропала во время II мировой войны

 

 

К вопросу об обрезании

                                                          

М. Граф:

"Когда родился мой сын, я начал задумываться над тем, не следует ли мне оградить его от антисемитской ненависти... не лучше ли будет воспитало сына в христианской вере..."

З. Фрейд:

"Если вы не позволите своему сыну расти как еврею, вы лишите его тех энергетических источников, которые ничем нельзя заменить. Ему придется бороться как еврею, и вы должны развить в нем ту энергию, что понадобится ему в его борьбе. Не лишайте его этой поддержки".

Этот вопрос непосредственно связан с идеей идентичности. Стоит ли поддерживать свою идентичность или маскироваться и брать другую? Этот вопрос особенно актуален. С вопросом идентичности можно столкнуться в том случае, когда мама и папа разных национальностей. Субъект рожденный от таких родителей несет внутри себя идентичность связанную с национальностью матери и отца. То есть, субъект полукровка. Эта половинчатость с одной стороны дает возможность иметь и то и другое, а с другой стороны возникает атака одной идентичности на другую. В результате происходит обесценивание одной идентичности и идеализация другой.                            

 

О технике

                                                          

Только совмещение в одном лице родительского и врачебного авторитета, совпадение нежных чувств с научным интересом сделало здесь возможным использовать метод, который в подобных случаях вряд ли мог быть применим. Здесь Фрейд утверждает, что только отец может лечить своего ребенка. Фрейд в какой-то момент начал лечить свою дочь анну Фрейд. По сути дела получалась инцестуозная связь. И конечно исходя из современных представлений мы не можем лечить своих детей.

... я давно уже побуждаю своих друзей и учеников собирать наблюдения над половой жизнью детей, которая обыкновенно по тем или иным причинам остается незамеченной или скрытой.

     Три очерка по теории сексуальности Инфантильная сексуальность З. Фрейд

                                                          

К общепринятому мнению о половом влечении относится взгляд, что в детстве оно отсутствует и пробуждается только в период жизни, который получил название пубертатного. Но это совсем не простая, но чреватая весьма тяжелыми последствиями ошибка, так как она главным образом повинна в нашем теперешнем незнании основных положений сексуальной жизни.

Основательное изучение сексуальной деятельности в детстве, вероятно, открыло бы нам существенные черты полового влечения, показало его развитие и образование из различных источников. Здесь Фрейд развенчивает идею о том, что дети – маленькие, непорочные ангелы. Оказывается, что дети с рождения очень даже сексуально озабочены.

Примечательно, что авторы, занимающиеся объяснением свойств и реакций взрослого индивида, уделяли гораздо больше внимания доисторическому времени, жизни предков, т.е. приписывали гораздо больше влияния наследственности, чем другому доисторическому периоду, на который приходится уже индивидуальное существование личности, а именно - детство.

Можно было бы подумать, что влияние этого периода жизни легче понять и что он имеет больше права на внимание, чем наследственность. Здесь появляется идея о детстве, как о доисторическом периоде. Почему она возникает? Идея возникает из идеи о детской амнезии. Возникает следующий вопрос, почему этот доисторический период не сохранился в нашей памяти?

Я полагаю, что инфантильная амнезия, превращающая для каждого человека его детство как бы в доисторическую эпоху и скрывающая от него начало собственной половой жизни, виновна в том, что детскому возрасту в общем не придают никакого значения в развитии сексуальной жизни

                                              

Полиморфно-извращённые склонности ребёнка

                                                          

Поучительно, что ребёнок под влиянием соблазнения может стать полиморфно- извращенным, что его можно соблазнить на всевозможные извращения. Это показывает, что у него есть склонность к этому в его конституции; соблазнённая потому встречает так мало сопротивления, что душевные плотины против сексуальных излишеств - стыд, отвращение и мораль, в зависимости от возраста ребёнка, ещё не воздвигнуты или находятся в стадии образования.

Ребёнок ведёт себя в этом отношении так, как средняя некультурная женщина, у которой сохраняются такие же полиморфно-извращённые склонности. Такая женщина при обычных условиях может остаться сексуально нормальной, а под руководством ловкого соблазнителя прибегает к ним в своей сексуальной деятельности. Здесь чувствуется сексизм и агрессия в сторону женщин.

Той же полиморфной, т.е. инфантильной, склонностью пользуется проститутка в своей профессиональной деятельности

 

Теория либидо

                                                          

  • Я-либидо (нарциссическое);
  • Объектное либидо;
  • Нарциссизм и аутоэротизм;
  • Объект модифицирует влечения субъекта ("Она [мать] выполняет свой долг, когда учит ребенка любить") Мы знаем себя, понимаем себя и любим себя именно в той степени,в которой нас любила мать и первичные объекты. Возникает вопрос, можно ли развить способность любить в процессе психотерапии? Это очень сложный вопрос, потому что мы не являемся ни матерями ни отцами своим пациентам. Что может дать психотерапия нашим клиентам? В первую очередь это возможность приходить и говорить о себе любимом всю сессию. При этом присутствует кто-то кто открыто слушает то, что мы ему говорим о себе. Во вторую очередь у клиента возникает возможность не просто говорить о себе, а что-то понимать про себя и проделывать работу связывания, которая как бы латает дыры, заполняя пробелы в психике клиента. В каком-то смысле это материнская работа, то что проделывает терапевт. Эта работа дает возможность наполнять первичный нарциссизм. Этот процесс можно назвать – ренарциссизацией. Ренарциссизация это также создание репрезентаций.

 

 Либидо (Словарь Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса)

                                                          

Энергия, которую Фрейд считает подосновой всех преобразований сексуального влечения в том, что касается его объекта (смещение энергетических нагрузок), его цели (например, сублимация) и источника сексуального возбуждения (разнообразие эрогенных зон). Libido (лат.) - желание, похоть, страсть, чувственность, вожделение.

Фрейд утверждает, что заимствовал его у Альберта Молля (немецкого врача, психиатра, сексолога, одного из основателей современной сексологии). Либидо - «обозначает количественную сторону энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом «любовь»»; «динамическое проявление сексуального влечения в душевной жизни» (Фрейд).

Я-либидо - объектное либидо (Словарь Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса)

                                                          

Термины Фрейда, обозначающие два способа энергетической нагрузки либидо:

объектом либидо может быть или собственная личность (Я-либидо, или нарциссическое либидо) или внешний объект (объектное либидо).

По Фрейду, существует энергетическое равновесие между этими двумя видами нагрузки:

если объектное либидо возрастает, то Я-либидо убывает, и наоборот.

 

Сексуальные отклонения

                                                          

  • Отклонение относительно сексуального объекта;
  • Отклонение по отношению к сексуальной цели:
  1. Выход за анатомические границы;
  2. фиксация предварительных сексуальных целей.

 

Отклонение относительно сексуального объекта

                                                          

  • Инверсия (гомосексуальный выбор объекта);
  • Перверсии:
  1. Животные как сексуальные объекты (зоофилия);
  2. незрелые в половом отношении лица как сексуальные объекты (педофилия);
  3. некрофилия.

Инверсия

                                                          

...инвертированные в более позднем возрасте проделали в детстве фазу очень интенсивной, но кратковременной фиксации на женщине (большей частью на матери), по преодолению которой они отождествляют себя с матерью и избирают себя самих в сексуальные объекты, т.е., исходя из нарциссизма, ищут мужчин в юношеском возрасте, похожих на них самих, которых хотят любить, как их любила мать.

...мы часто находили, что кажущиеся инвертированными никоим образом не были нечувствительными к прелестям женщины, а постоянно переносили на мужские объекты вызванное женщинами возбуждение. Таким образом, они всю жизнь воспроизводят механизм, благодаря которому появилась их инверсия. Их навязчивое устремление к мужчине оказалось обусловленным их тревожным бегством от женщины. То есть, здесь Фрейд говорит о том, что гомосексуальность является защитой от инцестных чувств. Существует две гомосексуальности, первичная и вторичная гомосексуальность. Первичная формируется не первом году жизни на оральной стадии, а вторая относится к эдипальной стадии.

Подтверждается, что у людей инвертированного типа в общем преобладают архаические конституции и примитивные психические механизмы. Самыми существенными их признаками кажутся влияние нарциссического выбора объекта и сохранение эротического значения анальной зоны

Отсутствие сильного отца в детстве нередко благоприятствует инверсии

 

Перверсии: отклонения по отношению к сексуальной цели

                                                          

  • Нормальной сексуальной целью считается соединение гениталий в акте, называемом совокуплением, ведущем к разрешению сексуального напряжения и к временному угашению сексуального влечения (удовлетворение, аналогичное насыщению при голоде);

  • Перверсии представляют собой или: а) выход за анатомические границы частей тела, предназначенных для полового соединения, или б) остановку на промежуточных отношениях к сексуальному объекту, которые в норме быстро проходят на пути к окончательной сексуальной цели.

 

Выход за анатомические границы

                                                          

  • Переоценка сексуального объекта распространяется на все его тело и имеет тенденцию включать в себя все ощущения, исходящие от него. Психологические ослепление, готовность подчиниться всем его суждениям;
  • Сексуальное использование слизистой оболочки рта и губ (оральный секс);
  • Сексуальное использование заднего прохода (анальный секс);
  • Фетишизм (фетиш теряет связь с определенным лицом и становится единственным сексуальным объектом. Фетишизм связан с отрицанием страха кастрации и невозможность его принять. Страх кастрации является системообразующим явлением. Если субъект принимает страх кастрации он приобретает более структурированную психику (невротическую).

 

Фиксация предварительных сексуальных целей    

            

  • Стремление разглядывать и показывать себя (вуайеризм, эксгибиционизм);

  • Садизм и мазохизм. Возникает в результате путаницы, когда возбуждение пересекается с болью.

                                                                      

Тысячеликий Эрос Джойс МакДугалл (1999)     

 

У всех пациентов, создававших сложные отклонения, я заметила одну общую черту:

они часто были неспособны, или даже боялись, представить себе хоть малейшее отклонение в своих ритуальных сценариях.

В психической экономии человека одной из основных функций фантазирования является способность достичь в воображении того, что считается запретным или невозможным для осуществления в реальности.

Следовательно, ограниченная возможность пользоваться фантазией, также как и то, что проявляется во многих отклоняющихся сексуальностях, свидетельствует о некоем расстройстве важных интроекций, происходящем в той области, которую Винникотт называл – переходным феноменом.

Из этого расстройства проистекает неспособность свободно создавать иллюзию в пространстве, ограничивающем одного индивида от другого, и использовать разнообразные иллюзии, чтобы выдерживать фрустрацию.

Именно мать первой обозначает эрогенные зоны своего ребёнка, разными способами сообщая, какова должна быть либидинозная и нарциссическая загрузка (или противозагрузка) этих зон и связанных с ними функций.

В некоторых семьях может фактически отрицаться даже само существование некоторых органов и телесных функций.

Из-за своего собственного внутреннего беспокойства по поводу зональных позывов и сексуальных запретов мать может легко передать своим детям хрупкий, отчуждённый, лишенный эротизма или уродливый образ тела.

Клинические исследования убедили меня в том, что дети, которых обрекли на отклоняющееся сексуальное поведение во взрослой жизни, изначально создают свой эротический театр как защитную попытку самолечения. Поставленные перед переполняющим страхом кастрации, происходящим из эдипальных конфликтов, они, в то же время, сталкиваются с необходимостью примириться с интроецированным образом хрупкого или уродливого тела. Таким образом, они защищаются от пугающего чувства либидинозной омертвелости. Эти защитные меры часто вызывают страх потери телесного представительства в целом и, наряду с этим, ужасающей потери связующего чувства Эго-идентичности. Перверсии служат защитой от потери себя, потери собственной идентичности, от психического распада.