psyhoanaliz

Абрис психоанализа (1938/1940) З. Фрейд это небольшое сочинение в самой сжатой форме передает научные положения психоанализа и словно догматически обобщает их в самой решительной формулировке. Требовать веры и пробуждать убеждения, разумеется, не входит в его намерения. Разработки психоанализа опираются на необозримое множество наблюдений и опыта, и только тот, кто повторит эти наблюдения на себе и других, ступит на путь к собственному суждению.

По сути дела в этом определении, в этом высказывании можно увидеть, что Фрейд очень серьезно относился к психоанализу как научной дисциплине. Он всегда в своих статьях пытался доказать те тезисы, которые здесь описывает. Поэтому, в первую очередь психоанализ это научная доктрина, научный метод.

 

Если открыть словарь психоанализа Лапланша и Понталиса, это французские психоаналитики и прочитать определение психоанализа, оказывается психоанализ представляет собой разные измерения или разные понятия. С одной стороны психоанализ это метод исследования, опирающийся в основном на выявление бессознательного значения слов, поступков и продуктов воображения. А каковы эти продукты? Это – сны, фантазии и даже бред исследуемого субъекта. В основе метода прежде всего лежат свободные ассоциации субъекта, обеспечивающие надежность истолкования. Также, психоаналитическое истолкование может охватывать такие продукты человеческой деятельности на которые свободные ассоциации не распространяются.

 

В первую очередь я хотел бы обратить внимание на то, что психоанализ это метод исследования. Это эмпирический метод исследования. Это не количественный и не качественный анализ, а именно эмпирическое исследование. Соответственно, что является инструментом этого исследования? В первую очередь психика аналитика является этим инструментом, который позволяет с помощью разговора помогать клиентам что-то понять про себя и что-то в себе изменить. Получается, что это эмпирическое исследование связано с очень тонким инструментом, с душой аналитика. Аналитик настраивает свою душу определенным образом. А каким образом он ее настраивает?

В процессе обучения методу существует несколько ключевых моментов:

 

  • Собственный анализ. Все аналитики, которые работают в этом методе проходят собственный анализ. Все кроме Фрейда, который не имел возможности пройти свой собственный анализ;
  • лекции, семинары, работы по психоанализу;
  • супервизии.

 

Этот эмпирический метод позволяет выявлять бессознательное значение слов. И тогда здесь появляется еще одно понимание или измерение. Слова, которые мы произносим друг-другу имеют поверхностный смысл и есть какое-то бессознательное или скрытое значение слов, которое выявляется в процессе психоаналитической работы. В основе этого метода лежит метод свободный ассоциаций. А продуктами воображения с которыми мы имеем дело в процессе психоанализа это сны, фантазии и бредовые конструкции. Оказывается бред тоже является продуктом, с которым в некоторой степени можно иметь дело. И конечно метод состоит в том, что происходит психоаналитическое истолкование. То есть, тот материал, который получает аналитик от клиента истолковывается определенным образом. В этом и состоит искусство психоанализа, именно в трактовке заключается смысл. Как аналитик чувствует, как понимает материал, так он с ним и имеет дело. Так он и пытается интерпретировать материал клиенту. В этом состоит подготовка к методу как научиться близко к латентному содержанию толковать материал. Чтобы вскрыть это латентное содержание. В определении существует еще один момент, существуют продукты человеческой деятельности, на которые свободные ассоциации не распространяются. Тогда возникает вопрос. Что это за продукты? Что это может быть? Это все эмоции, которые пациенты приносят в кабинет. 

psyhoanaliz

Кроме ассоциаций можно еще анализировать позу пациента. Как он входит в кабинет и как располагается в нем. Поза пациента тоже подлежит анализу. Это значит, что аналитик учитывает поведение пациента, когда делает интерпретацию. Это что касается метода исследования. Получается, что каждый анализ пациента это новое исследование. И никто не знает, какие открытия будут сделаны во время этого исследования.

Второе измерение психоанализа это то, что психоанализ является психотерапевтическим методом, опирающимся на это исследование. Метод пользуется толкованием сопротивления (психических защит), трансфера (переноса), желаний и фантазий. Что же интерпретирует аналитик? Он интерпретирует желания клиента. Клиент может говорить о своем желании, но при этом он может не понимать, что в действительности его желает. Тогда аналитик может назвать это желание клиента и в случае такой интерпретации возможно осознание посредством инсайта. Здесь возникает два понятия, которые принадлежат к психоанализу это сопротивление (психические защиты) и трансфер (перенос).

Фрейд обнаружил, что не так-то просто говорить то, что приходит в голову и у клиентов возникает сопротивление к этому процессу. Для того, что бы добраться до скрытого содержания, аналитику надо преодолеть сопротивление (психические защиты). В процессе взаимодействия с клиентом развивается перенос. Перенос это перенесение тех чувств, которые клиент испытывал по отношению к своим первичным объектам ( маме, папе, бабушкам, дедушкам, дяде, тете, братьям, сестрам и другим родственникам) на аналитика. И тогда аналитик в переносе может быть разными объектами. Именно перенос позволяет прожить клиенту вместе с аналитиком те чувства, которые у него были когда-то (когда он был маленьким). Только уже в новой версии, когда клиент стал большим, а чувства его все еще беспокоят. Благодаря анализу переноса и переработке переноса аналитик может привести клиента к трансформации (изменению).

psyhoanaliz

Третье измерение. Психоанализ это совокупность теорий психологии и психопатологии, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования. То есть, это психологическая или психоаналитическая парадигма. Психоанализ имеет свои теоретические основы, свои концепции. Получается, что психоанализ воспринимается в трех измерениях. Психоанализ это метод исследования, психотерапевтический метод и психоанализ это психологическая парадигма. То есть, психоаналитическая теория.

 

Психоанализ проводит ренарциссизацию индивида, который его проходит. То есть, позволяет наполниться себя собой самим. Это та удивительная вещь, которую обеспечивает психоанализ любому клиенту, независимо от того, насколько успешно он его проходит. Так или иначе, у клиента есть возможность с некоторой регулярностью приходить на свои сессии и говорить о себе любимом. Но конечно, многое зависит от того, насколько клиент способен использовать эту возможность для себя и насколько эта возможность является для него ценной.

  

Дикий психоанализ (в широком смысле) это действия неопытных аналитиков, которые пользуются психоаналитическими понятиями, часто неправильно осмысленными для истолкования симптомов, слов, снов, поступков и прочего. Для того, чтобы избежать встречи с таким специалистом, важно выбирать себе аналитика из профессионального сообщества, а не из дикого поля “самоназванных аналитиков”, которые почитали книжки и решили, что теперь они психоаналитики. Основным психоаналитическим сообществом является международная психоаналитическая организация (IPA), после аттестации в которой присваивается статуспсихоаналитика.

 

В узком смысле “Дикий психоанализ” это истолкование не учитывающее конкретную ситуацию психоаналитического процесса, его реальную динамику, своеобразие и направленное прямо на вытесненное содержание без учета сопротивлений и трансфера. То есть, речь идет о том, что с одной стороны это эмпирическое исследование, а с другой стороны это процесс, который подчиняется строгим правилам. Эти правила обеспечиваются кадром. То есть, порядком проведения психоаналитических сессий. Также, существует внутренняя динамика процесса и то, чему обучают психоаналитиков это понимать эту внутреннюю динамику, понимать что происходит с психикой клиента, каковы движения его души. Совершать интерпретации стоит не просто из того, что приходит в голову, а исходя из структуры психики пациента, динамики психических процессов, а также развития переноса на аналитика и сопротивления, которое возникает в процессе работы. Интерпретация аналитика может быть направлена на очень разные точки приложения. Аналитик может интерпретировать желания, защиты (сопротивление), чувства пациента. Для того, чтобы правильно делать интерпретации аналитик должен понимать, что и как он делает. Одно слово аналитика может вызвать сильный эмоциональный всплеск клиента, в результате чего он впадет в агрессию или возникнет ситуация в которой его психика не сможет функционировать. Поэтому важно понимать, что слово психоаналитика имеет очень важное значение и аналитик ответственный за те слова которые он говорит. И чем меньше говорит психоаналитик, тем больше ответственности. Потому, что учитывается каждое слово и оно понимается определенным образом. Поэтому, когда психоаналитик что-то говорит, он должен понимать, что он делает. Задача аналитика действовать таким образом, чтобы клиент смог говорить о себе. Чтобы тот аффект или чувства, которые вызывают интервенции аналитика были достаточны для появления новых ассоциаций у клиента и были не слишком сильными. Не переполняли его. Потому, что если человек испытывает слишком сильные чувства он ни о чем говорить не может, в этот момент он переживает свои чувства. Для того, чтобы получить способность или функцию анализировать, необходимо пройти свой личный анализ. В результате возникает идентификация с аналитиком или с аналитической функцией. И эта способность остается у человека на всю жизнь.

psyhoanaliz

Другое название психоанализа – метапсихология. Это название происходит от греческого «meta» что означает – после, за ,через, над и психология – наука о психике. В буквальном значении это теория или система, предметом которой является теория психологии или система психологии. Это понятие введено Фрейдом, которым он долгое время именовал свою психоаналитическую теорию. Можно говорить психоаналитическая теория или метапсихология это синонимы.