introvert_extravert

Поговорим о понятии экстраверсия и интроверсия, которые появились в психоаналитической традиции. В аналитической психологии у Карла Густава Юнга. Вспомним что означают эти слова, экстраверсия и интроверсия. Буквально эти слова имеют легкий перевод, версио - это направленность, экстра это наружу, а интро вовнутрь.

Что лежит в определении экстраверсии и интроверсии у Юнга? Дело в том, что в основе интроверсии и экстраверсии лежит динамическое соотношение двух установок сознания и установок бессознательного. Вот пример с экстравертом, установка сознания которого направлена на внешний мир. Здесь можно заметить какие средства использует этот человек для достижения своих целей.

Когда человеку надо достичь важных целей, на что в основном он опирается. Экстраверт опирается на внешний мир в том числе и на других людей. Здесь возникает такой пронзительный вопрос. Больше ничего этой установке не противодействует? К чему тогда может привести неограниченная ничем установка сознания на внешний мир? Она может привести к очень тяжелой патологии личности в виде утраты собственного Я. инстанция Я это то, с чем себя человек идентифицирует, а всё то с чем он себя не идентифицирует лежит по другую сторону. Значит граница между Я и всем остальным обязательно должна быть.

Если же установка сознания ничем не контролируется, тогда человеческое Я сливается с внешней реальностью и его границы пропадают. Таким образом человек теряет собственное Я, а это уже серьезное нарушение личности.

introvert

Но этого не происходит, а за счёт чего? Здесь уже начинает работать динамическая психология. Потери Я не происходит за счёт того, что эта сознательная установка входит в силовое отношение, в динамическое отношение, с установкой бессознательной. И оказывается, что у экстравертов установка бессознательного направлена вовнутрь. И благодаря такому противодействию установка сознания вовне ограничивается и это защищает от нарушения границ с внешней средой и в конечном счете от разрушения собственного Я. 

Значит экстравертированный тип формируется в результате достижения определенного баланса, динамического, силового баланса, между установкой сознания и установкой бессознательного.

Теперь Юнг говорит нам про интроверта. Установка сознания интроверта ориентирует его на внутренний мир. Ему важнее всего при достижении любой цели не взаимодействие с внешней реальностью, а диалог с самим собой. Обращение к своему внутреннему миру. Но давайте опять-таки поставим такой же вопрос. Если у интроверта установка сознания на внутренний мир ничем не контролируется, то к чему это приведет? Это может привести к аутизму.

Здесь возникает очень важная и существенная грань. Чем отличается аутизм от обычной здоровой интроверсии? Что такое аутизм?  Ауто – это сам, ориентация на себя самого. Но здесь есть один очень существенный момент.

Аутизм это ориентация на внутренний мир, но с дистанцированием от внешней реальности, вот где тонкий момент. 

Так вот, интроверт он слит с реальностью так же как и экстраверт, но слит по-другому. И этим посредником для слияния является его внутренний мир. 

Приведу пример, два студента готовятся к экзамену, экстраверт и интроверт. Что сделает экстраверт? Он естественно начнет искать опору во внешней реальности. Он будет расспрашивать всех коллег, так что у кого там есть? Давайте сюда, я посмотрю. Так у кого мы собираемся и Когда? В итоге группа людей собирается и начинает делится материалом. Они интенсивно работают, они честно подготовились, пришли и группа блестяще сдала экзамен. Речь здесь идет о способе достижения цели.

Экстраверсия выражается не только в направленности вовне, она всегда проявляется в поиске типичного способом достижения цели. И главным способом достижения цели у экстраверта является опора на предметы внешнего мира, в том числе и на окружающих, на других людей. И в результате этого экстраверт блестяще подготовился пошел и получил свою пятерку. 

introvert

Интроверт, у него все наоборот он приходит домой запирается на ключ в своей комнате, выключает мобильную связь. И он начинает заглядывать внутрь себя и думает так надо вспомнить в каких темах я хоть как-то разбираюсь, а что у меня совсем по нулям. Потому что надо начать с того в чем я себя наименее уверенно чувствую. Если я не доучу у меня останутся темы, в которых я хоть что-то знаю и смогу выкрутиться, а вот там где я не знаю ничего, эти пробелы надо восполнять. 

Куда адресован это вопрос? Конечно, его внутреннему миру. И он начинает вести диалог с самим собой и выяснять, что он знает, а что нет. Он размышляет как ему выстроить свою деятельность, какие темы наиболее для него сложны, а какие нет. И интроверт выстраивает эту деятельность абсолютно в полной замкнутости, в одиночестве.    В такой обстановке он готовится, работает.

Он приходит на экзамен блестящие подготовленный и легко догадаться, что он успешно этот экзамен сдает получает ту же самую пятерку. 

introvert

То есть, перед нами два равно высоких социальных результата. В двух этих случаях успех при достижении одной и той же цели, но способы достижения будут совершенно разными. 

Когда мы говорим о способах осуществления личности в жизни, то как раз индивидуально-типические способы осуществления личности в жизни называются уже другим словом, ни словом темперамент. Ведь темперамент это формально-динамические характеристики которые отвечают на вопрос: быстрее или медленнее, сильнее или слабее, ритмичнее или аритмичнее, подвижнее или инертнее протекают любые психические процессы.

Когда же мы говорим об экстраверсии и интроверсии перед нами два типичных способа осуществления мотивов в деятельности и в жизни.