myhlenie

Я плавно перехожу к следующему познавательному психическому процессу, который называется – мышление. Мышление – это очень сложный и очень важный процесс познания, он обладает целым рядом отличительных особенностей. Эти особенности действительно отличают мышление от всех прочих познавательных процессов. Если говорить о мышлении, то психология пользуется двумя определениями:

  • Первое определение мышления оно называется определение широкое или мышление в широком смысле;

  • второе как нетрудно догадаться это определение мышления в узком смысле.


Каждое из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Лично мне например больше импонирует определение в широком смысле. Мышление в широком смысле слова обладает тем неоспоримым преимуществом, что раскрывает суть мыслительного процесса, вот в чём неоспоримое преимущество широкого определения мышления. А недостаток широкого определения мышления заключается в том, что мышление является не только предметом психологии.

Например, есть целый ряд других дисциплин изучающих мышления и ближайшая к психологии дисциплина которая также изучает мышление это логика. Все знают такую науку и логика, которая определяется как наука об идеальных формах мышления.

myhlenie

Мышление также изучает философия и целый ряд других наук. Значит широкое определение имеет преимущество в том, что оно раскрывает суть мышления, а его недостаток, но с моей точки зрения небольшой, в том что оно перекрывает границы предмета психологии и является более широким. Но мне не видится этот недостаток значительно. Что же касается узкого определения мышления то оно полностью находится в границах психологии, но к величайшему сожалению суть оно не раскрывает.


Давайте разберемся и с тем и с другим определением мышления и начнём с широкого определения этого феномена.

myhlenie

Мышление — это обобщенное, опосредствованное познание существенных свойств действительности или реальности.


Мышление это такой процесс, который позволяет познавать то, что непосредственно не наблюдаемо.
Приведу простой пример. Кто-нибудь, когда-нибудь, где-нибудь видел структуру атома? Ну как же мы видели столько картинок, а есть и объёмные модели и существуют модели анимированные. Вот так выглядит атом – ядро и по эллиптическим орбитам вокруг этого ядра носятся электроны, выглядит эта конструкции очень красиво.

Никто и никогда это явление не видел ни в какой прибор, все эти знания полученные в результате косвенного, опосредствованного познания по всевозможным косвенным проявлениям, самой этой структуры. Но в действительности непосредственно ядра с вращающимися электронами вокруг, конечно никто не видел. Это результат познания который обеспечивается именно мыслительной деятельностью именно мышлением.

myhlenie

Второй пример, который мне очень нравится. Многие любят жанр детектива, особенно приятно когда ты читаешь хороший детектив, умный детектив. Все хорошо знают классику, возьмите к примеру Шерлока Холмса это прекрасная классика. Возьмём героя Шерлока, который в деталях воссоздает картину преступления. Неужели он когда-нибудь это преступление наблюдал? Да нет конечно, он расследует его постфактум, но мы восхищаемся тому как он в мельчайших деталях воссоздает полностью всю картину преступления, вплоть до мельчайших его подробностей.


Как ему удается это сделать если прямо и непосредственно он этого не видел? По всевозможным косвенным признакам, то есть опосредствованно.


Это какие-то физические признаки – например оставленные следы , какие-то улики, какие-то предметы, свидетельские показания, расписания железной дороги и вплоть до сводок погоды, чтобы знать был ли дождь или было сухо в тот день и так далее.


Казалось бы, малозначимые какие-то факты не имеющие прямого отношения к деятельности, но это те самые средства с помощью которых косвенно можно действительно воссоздать то, что по определению никогда уже не будет наблюдаемо, всё это произошло, это состоялось, это уже осталось в прошлом.

Мастер этого жанра Конан Дойл показывает нам очень красиво, изящно с большим умом и тонкостью, как происходит такое познание. Действительно, воссоздается предмет, который по определению прямо и непосредственно познан быть уже не может.

myhlenie

Вот ещё один шикарный пример от отца основателя отечественной психологии Льва Семеновича Выготского.
Выготский сравнивал психолога, представьте себе, с сыщиком который раскрывает полностью и воссоздает картину преступления, ту которую никогда не видел.


Выготский подчеркивает, что внутреннее содержание психики, мы не можем наблюдать снаружи извне, но мы можем очень глубоко ее познать, но только не прямо, а косвенно по всевозможным ее внешним проявлениям.

Какие методы исследования психики были изобретены основателем психоанализа Фрейдом? Фрейд в самом начале понял что бессознательное, поэтому он дал ему такое определение, это то, что не осознается и непосредственно сознанию недоступно.


Давайте вспомним схему включающую сознание предсознание и бессознательное, это первая топическая модель психики по Фрейду.

myhlenie


Что такое предсознание? Это то, что актуально не осознается, но может быть осознано, а бессознательное это то, что не осознается и непосредственно сознанию недоступно. И это обстоятельство, вероятно, сыграло очень важную роль в изменении методов исследования.

Фрейд довольно быстро отказывается от гипноза, хотя этот метод довольно интересный, тем не менее гипноз непосредственного проявления содержания бессознательного не раскрывает и далеко не всегда он давал хорошие результаты. В какой-то момент Фрейд отказывается от гипноза и создает принципиально новые методы.

Это три основных метода, понятно что сегодняшний психоанализ не ограничивается этими тремя методами, в нём существует очень много других, но в самом начале основатель психоанализа разработал три основных способа, и они все разные.

  • Анализ свободных ассоциаций;
  • толкование сновидений;
  • анализ психопатологии обыденной жизни.



Все методы очень разные непохожие друг на друга, но они объединены общим принципом, принципом косвенного, опосредствованного познания бессознательного. Да бессознательное скрыто не только от внешнего наблюдателя, но и от самого субъекта, оно по определению прямо и непосредственно сознанию недоступно. И как же его можно познавать? Только опосредствованно, то есть косвенно.


По всевозможным его проявлениям, по особенностям свободных ассоциаций, по содержанию образов сновидений.
Думаю хорошо известно, что каждый образ сновидений является заместителем бессознательных тенденции личности, а именно символом, который замещает соответствующую тенденцию. Также, замещающий символ имеет некоторое отдаленное структурное сходство.

Напомню чем символ отличается от знака, знак не похож на то, что он означает. Например, узелок на пальце, чтобы позвонить при первой удобной возможности, сделать телефонный звонок.
Напоминание о том, что надо позвонить в перерыве это завязанный узелок на руке, он никак не похож на телефонную трубку.

myhlenie

А символ в отличие от знака имеет некоторое сходство и поэтому мы видим символы на том же самом телефоне в виде зелёной поднятой трубки или опущенной красной и так далее. Всё это имеет отдаленное структурное соответствие.

myhlenie


Анализ многообразных сбоев деятельность, которые являются нормой и которые заполняют нашу обыденную жизнь, они повторяются в ней как норма, хотя это ошибки самого разного рода – очитки, описки, оговорки, забывания и прочее.
Все эти методы являются средствами с помощью которых косвенно или опосредствованно мы познаем то, что непосредственно не наблюдаемо.


Если возвращаться к познавательным психическим процессам, то именно мышление позволяет познавать то, что прямо и непосредственно не наблюдается, а может быть познанным только косвенно, посредством каких-либо признаков с помощью каких-то средств.


Любой познавательный процесс дает нам конкретные знания.
Вот мы запомнили какое-то слово и мы его воспроизвели, увидели какой-то объект и ощутили его качества, он теплый или холодный или какой-то еще.


Мы видим свет или темноту и это всё конкретные образы.

И только мышление позволяет обобщать поистине безграничные массивы опыта.

Вот чем мышление и отличается от прочих познавательных процессов, оно позволяет обобщать поистине безграничные массивы опыта.


Третий очень важный момент в этом определении также выражающий суть мышления это слово существенных. Познание существенных свойств действительности или реальности, то есть вообще сущности явлений. Что такое сущность явления? Сущность это принцип организации данного явления, а также принцип который лежит в основе данного явления.


Сколько раз мы с вами сталкивались с явлением грозы, множество раз в жизни. Сверкает молния, потом лишь до нас доходит гром, потом вдруг начинается ливень и ветер. В чём суть этого явления? Суть этого явления нам известна из школьного курса физики под названием законы атмосферного электричества, ничего вроде бы особенно сложного здесь нет. Есть законы атмосферного электричества порождающие такие метеорологические явления, так вот это и есть сущность.

Но можем ли мы эти законы наблюдать? Нет конечно, законы никогда не наблюдаемы и между тем одна и та же сущность лежит в основе множества разных явлений. Таким образом мышление позволяет познавать сущность явлений и обобщать эти явления по существенному принципу. И это очень важный момент!

myhlenie

Давайте вспомним что одна из замечательных методик изучения мышления, которая применяется в клинике, но и не только в клинике это методика классификации.
Карточки с изображением разных предметов перемешаны между собой и задача испытуемого заключается в том, чтобы объединить эти карточки в столько групп, сколько он сочтет необходимым на свое собственное усмотрение.

Испытуемый как-то группирует карточки с этими предметами, а потом мы смотрим что у него получилось. Смотрим что получилось у испытуемого с карточками объединенных им предметов по группам. Потом испытуемому задают вопрос. А почему вы эти предметы объединили именно так?

Это очень важный вопрос потому, что одна и та же группа предметов, одна и та же их комбинации при разном ответьте на вопрос, дает нам свидетельство либо мышления в полной его норме, нормального протекания мышления, либо определенной формы патологии мышления. Например, если испытуемый собрал в одну группу карточки с изображением транспорта и на вопрос почему он так сделал, возникает ответ потому что они все сделаны из железа, это может говорить о том, что в мышлении испытуемого существует элемент патологического мышления. 

Он обобщил эти карточки не по существенному признаку, потому что всё это транспорт, а потому что все они, автобус, троллейбус, автомобиль и так далее, сделаны со слов испытуемого из железа. Вот такой очень важный момент, в зависимости от того насколько принцип обобщения, лежащий в основе мышления связан с сущностью.
Важный момент в процессе мышления! Для того чтобы совершить обобщение по сущностному признаку, необходимо выполнить абстрагирование, то есть отвлечение.

myhlenie

В ходе решения каких-либо задач осуществляется изучение мыслительной деятельности и собственно на таких опытах как изучение эмпирического, экспериментального мышления и сложилось узкое определение мышления в психологии. Оно звучит очень просто — мышление это процесс решения задач. Вот такое узкое определение мышления придумали психологи.
В этом определении не обнаруживается с самого начала одного звена, оно не раскрывает того, что такое мышление.


Во-первых, само мышление, сам предмет определяется посредством дополнительной неизвестной переменной, посредством понятия задача. Тогда что такое задача? Мы с вами уже хорошо знаем что с начала двадцатого века предмет психологии разделился на части и стал плюралистическим, то есть множественным. Следовательно, с позиций каждого из этих направлений мышление представляет собой совершенно разные сущности.

Соответственно, что такое задача на этот вопрос каждое направление тоже будет отвечать по-разному. Для того, чтобы привести вполне удачный пример определения задачи я воспользуюсь одной из базовых концепций отечественной психологии, автор этой концепции Алексей Николаевич Леонтьев. Алексей Николаевич приводит очень хорошее определение задачи. Исходя из общей психологической теории деятельности задача будет определяться как цель заданная в определенных условиях.

Такое определение немного проясняет суть того, что же такое задача.

myhlenie


Мне представляется предпочтительным всё-таки первое определение мышления, пусть оно и шире предмета психологии, но это определение представляется более важным ровно потому, что оно выявляет сущность мышления.
Очень кратко мы назовем три основных вида мышления которые совпадают с тремя его этапами развития в онтогенезе, то есть на жизненном пути человека.


Самый простой вид мышления это мышление которое называется наглядно-действенное.
Наглядно-действенное мышление – это мышление, которое протекает посредством манипуляции предметов, то есть по-другому его называют ручное мышление.


Как правило, практическая задача решается путем манипулирования предметами и нередко эта манипуляция происходит по типу проб и ошибок.


Для иллюстрации этого мышления давайте возьмем образ младенца. Когда впервые это мышление появляется, в этот момент младенцу попадается под руку какой-то предмет и в таком случае у него возникает спонтанная задача выяснить значение этого предмета. Младенец начинает его вертеть в руках, может засунуть в рот, попробовать на вкус. Потом он начинает трясти рукой этот предмет и о чудо предмет издает звук и ребёнок радуется, улыбается. Таким образом ребенок решил задачу, он познал значение этого предмета.

Предметом оказалась обычная погремушка. Значение предмета стало известным только после серии манипуляций, при тряске предмет выдаёт звук, значит это погремушка и после этого ребенок, познав суть этого предмета, начинает его использовать для того чтобы себя развлекать звуком этого предмета.

myhlenie

Пример у взрослого человека. Человек возвращается домой поздно вечером с работы, доходит до квартиры, вставляет ключ в скважину и пытается его повернуть, да не тут-то было, ключ не поворачивается, тогда он начинает совершать целый ряд случайных действий с ключом, поворачивает вправо-влево, немного вперёд назад и здесь мы видим снова серию манипуляций по типу проб ошибок.


Несколько таких манипуляций оказываются случайными и безуспешными пробами, до тех пор пока ключ не оказывается в правильном положении и замок открывается.


Простой и наглядный пример когда мы в обыденной, повседневной жизни используем такой простейший вид мышления как наглядно-действенное.

myhlenie

В динамике онтогенеза возникают более сложные формы мышления и следующая форма мышления это наглядно-образное.

Наглядно-образное мышление опирается на такой познавательный процесс как восприятие. Восприятие очень часто помогает также разрешать какие-то другие задачи. В данном случае восприятие здесь функционирует как целостный образ проблемной ситуации. Например, какая-то геометрическая задача и, для того чтобы решить эту задачу нам надо нарисовать соответствующие геометрические фигуры, чтобы увидеть например равенство соответствующих углов. Равенство соответствующих углов треугольника, который позволяет доказать, что эти треугольники подобны друг другу.

Для этого требуется нарисовать конкретные треугольники ABC DEF и выделить их углы или выполнить дополнительное построение и увидеть решение этой задачи. Без этого перцептивного образа, целостного образа предмета, задача может быть неразрешимой.

myhlenie

И наконец высшая форма мышления, которая принадлежит только человеку, у животных его уже нет, это вербально-логическое мышление.


Слово вербальный происходит от латинского верб, что означает слово. Это же слово по-английски означает глагол. В данном случае надо понимать, что глагол это не только часть речь, пример "глаголом жечь сердца людей”, но это же не частью речи жечь сердца людей, здесь имеется в виду словом жечь сердца людей.
Соответственно по-латыни это не только означает глагол.

myhlenie

Такое мышление опосредствованное речью, опосредствованное словом как элементом речи и это высшая форма мышления.