pamyat

Четвёртый познавательный психический процесс по списку и по сложности это – Память.
Память — процесс триединый это означает, что память процесс в котором участвуют три компонента, они относительно самостоятельные, относительно автономные, но естественно работают системно во взаимодействии друг с другом и в опоре друг на друга.


Одна из самых известных классификаций памяти это классификация по временному принципу.

pamyat

Первый компонент памяти — это ультракратковременная память, она-то и существует как раз доли секунды и её очень хорошо исследовали когнитивные психологи. Понятно, что мы не можем запомнить неограниченное количество объектов и вот в течение этих нескольких секунд происходит отбор того объекта который в дальнейшем будет сохраняться и воспроизводиться.

Второй компонент памяти — это память оперативная, существует она в течение такого времени, которое необходимо для решения какой-нибудь задачи. Например для подготовки к экзамену. Главная цель этой задачи — сдать экзамен. Студент готовится, учит и успешно сдает экзамен и на выходе из аудитории обнаруживает что он ничего больше не помнит, как будто к экзамену он и не готовился и такие случаи на практике встречаются достаточно часто. 

Оперативная память связана с уровнем мотивации, в данном случае это наличие достижения цели. Цель понимается как решение какой-то задачи, а задача это цель заданная в определенных условиях и достижение этой цели приводит к тому, что оперативная память перестает функционировать.


Первое направление которое связало память с мотивационной, и эмоциональной сферами был психоанализ. Мы знаем с вами в каком феномене это проявлялось. Конечно, это феномен вытеснение, который проявляется и в ходе самой психоаналитической практики. Вытеснение также проявляется очень часто в психопатологии обыденной жизни. Напомню что это такое. Психопатология обыденной жизни это многообразные сбои деятельности, которые проявляются в оговорках, описках, очитках и так далее.


Связь познавательных процессов с мотивационными и эмоциональными сферами начинал исследовать ещё сам Фрейд в психоанализе и первый серьезный феномен подвергнутый теоретическому осмыслению который им был открыт, назывался вытеснение и проявлялся этот феномен как раз в памяти.
А точнее прямо наоборот в явлениях нарушения памяти или забывания.


Вдруг, человеком происходит забывание каких-то событий, чаще всего травматического характера, но в действительности забывания не происходит, а происходит следующее:

Различного рода негативный опыт, прежде всего травматический, не покидает психику, а перемещается из сознания в неосознаваемые области, в связи с этим человек не может вспомнить какие-то обстоятельства, потому что памяти они недоступны.

pamyat

Второй феномен памяти ярко прослеживается в дипломном исследовании у основательницы отечественной патопсихологии Блюмы Вульфовны Зейгарник, которая училась в Берлине и была ученицей Курта Левина. Которая в своей дипломной работе должна была показать экспериментально связь памяти с мотивацией, а точнее зависимость памяти от мотивации.


На основании феномена психоанализа - "принцип редукции напряжения” согласно которому мотивация представляет собой напряженную энергию, которая стремится к разрядке для снижения этого напряжения. Этот принцип заимствовали многие психологические школы и в первую очередь школа Курта Левина, в которой проводила свое исследование Блюма Вульфовна Зейгарник.  "Эффект зейгарник" проявляется в лучшем запоминании незавершенных действий. Как выяснилось, незавершённые действия запоминаются и воспроизводятся лучше завершенных в 1,9 раза, то есть практически вдвое.


Эффект Зейгарник  это один из эффектов незавершенного действия. Другой эффект незавершенного действия который очень перекликается с психоаналитическими идеями это эффект "стремление к замещающей деятельности”

Чтобы показать на примере как работает феномен “стремление к замещающей деятельности”, можно вспомнить достаточно простой опыт. Какого-то человека, испытуемого, приглашают принять участие в психологическом эксперименте и тот соглашается. Ему дают коробку с различными активностями, и просят что-либо сделать. В коробке лежит множество предметов, которые можно каким-то образом использовать. Испытуемый начинает что-то делать, как вдруг в комнате звонит телефон и трубку поднимает ассистент, он быстр о чём-то разговаривает и вешает трубку.

После чего сообщает испытуемому, который уже занят какой-либо деятельностью по своему выбору, что надо срочно прервать эксперимент и они смогут продолжить его в следующий раз. Ассистент забирает у испытуемого коробку и покидает комнату, выходя из комнаты он попадает в другую, откуда может наблюдать за происходящим в той комнате откуда он только что вышел. Испытуемый какое-то время сидит и не понимает что ему делать, его взгляд скользит по комнате и в какой-то момент он видит другие, похожие коробки и ему становится интересно что в них. В какой-то момент испытуемый залезает в одну из коробок и находит там что-то интересное, в этих коробках также находятся разные активности, его захватывает интерес и как ни в чём не бывало он продолжает какую-то деятельность.


Из этого опыта видно, что прерванный эксперимент сохранил в испытуемом мотивацию, и он стремился каким-нибудь способом её реализовать.
Можно легко догадаться аналогом чего является этот феномен замещающей деятельности, если вспомнить психоанализ. Легко догадаться, что подобного рода стремления к замещающей деятельности является аналогом явления описанного как сублимация.

pamyat

Напомню что сублимация это трансформация психо-сексуальной энергии влечения к запретному объекту, преобразование происходит в любую социально-приемлемую деятельность, как правило, это искусство и/или творчество любого характера.