rech

Сейчас я перехожу к последнему из познавательных процессов называемому речью. Речь появилась сперва как средство общения и слово использовалось именно для этой цели. Для чего собственно говоря человеку потребовалось слово? Для коммуникации, для общения в широком смысле этого слова. А для чего человеку потребовалось общение? Для того, чтобы решать самые элементарные задачи выживания, а именно, для того чтобы организовывать совместную деятельность.
Совместная деятельность по своему результату, как нетрудно догадаться, не равна сумме деятельности отдельных индивидов, она в разы больше.
Ранее мы говорили о том, что целое не сводится к сумме частей и нам это очень хорошо показали Гештальт психологи. Целое больше входящих в него частей и поэтому если например двое, даже двое индивидов, объединяют свои усилия в совместной деятельности, то результат этой деятельности значительно превышает сумму результатов деятельности каждого из по отдельности. Приведу простой пример. Древние охотники на волков. На волка охотится достаточно трудно. Представьте себе этого древнего охотника с копьем, он должен выследить волка, должен взять копьё, прицелиться, бросится на зверя и точно метнуть копье так, чтобы попасть в цель, и если охотник промахнется волк начнет убегать. Догонять волка дело бессмысленное и непродуктивное, волка догнать человеку невозможно.
Предположим, что один охотник добывает одного волка в день. Например, одного волка добыть будет неплохо, и если каждый охотятся в одиночку то два охотника добывают по одному волку и это максимум. Условно так предположим.
А что если этим двоим охотникам организовать совместную деятельность и в этой деятельности надо распределить роли, а именно распределить их таким образом, что один из этих двоих охотников притаится в засаде и приготовит копьё, а второй не будет догонять волка, а только погонит его в нужном направлении, туда  где сидит его товарищ. Волк бежит от нападения в ту сторону где ожидает в засаде второй охотник.
Сколько убитых волков принесут эти двое, может 5 или 6, в любом случае больше чем если бы они охотились в одиночку. То есть, этот простейший пример показывает, что при объединении деятельности общий эффект не удваивается, а увеличивается в разы. Соответственно, перед человеком в ходе его истории возникали ситуации с которыми справиться можно было не иначе как в результате объединения усилий.
Такие сложные ситуации практической жизни, с которыми можно было справиться только объединяя усилия отдельных индивидов. И такая возможность возникала потому, что совместная деятельность превышает сумму индивидуальных в разы.

rech


Ну а как распределить эти усилия? Все мы знаем печальный пример того как лебедь рак и щука попытались это сделать, но воз и ныне там. Они не смогли распределить свои роли и тянули этот воз так, что результирующая была равна нулю.
Для того чтобы эффективно организовать совместную деятельность требуется коммуникация, а значит надо договариваться друг с другом, кто будет сидеть в засаде, а кто будет загонять, предположим этого волка. Вот поэтому слово в начале появилось как средство общения, как средство коммуникации. А вот значительно позже слово приобрело другую функцию. То есть, мышление и речь возникли в истории человечества независимо друг от друга, мышление, для того чтобы разрешать какие-то конкретные проблемы практической жизни, а речь для коммуникации и объединения усилий. Но на каком-то этапе человеческой истории произошла удивительная вещь, речь и мышление пересеклись. Речь опосредствовало мышление и в результате этого произошло следующее:

rech

Речь человека стала осмысленной, а мышление человека стало речевым.
То есть, вербально-логическим.
Слово очень долго использовалось как средство общения, но когда слово опосредствовало собой мышление, оно стало использоваться как средство обобщения. Когда слово используется мышлением, оно выступает как мощнейшее средство обобщения. Позволяя совершать обобщения безграничного количества опыта.
Такое мышление является высшей психической функцией и называется вербально-логическим мышлением.

Таким образом мы плавно перешли к последнему познавательному процессу, имя которому речь.
И когда мы произносим слово речь, здесь возникает вопрос. Есть очень похожее слово – это слово язык. И если посмотреть какие ещё науки внесли важный вклад в понимание роли слова в организации мышления, то мы увидим, что рядом с психологией всегда в тесной связи находилась филология. И здесь возникает вопрос это речь или язык? Эти два слова обозначают одно и тоже или всё же разные вещи? Давайте попробуем в этом разобраться.
Что такое язык? Язык – это система знаков. Давайте введем несколько определений, чтобы не определять понятия через нечто неизвестное. Знак является носителем опыта. Также, знак это заместитель конкретного содержания. Пример: узелок на память является знаком который замещает телефонный звонок, который надо будет сделать по окончании лекции, например.
Значит язык – это определенная система знаков, а знаки являются носителями опыта.
Поэтому когда мы начинаем изучать к примеру какой-то иностранный язык или наш родной русский, мы должны понять законы, которые превращают множество знаков в систему и таким образом мы начинаем изучать грамматику языка.
Грамматика выражает законы объединяющие знаки в системы. Они определенным образом организуются в единую систему по определенным законам и такие законы описаны в грамматике каждого языка.

rech

Существует два вида языков:

  • Естественные языки;
  • искусственные языки.


Естественные языки – это любые языки русский, английский и так далее, возникшие в ходе стихийного развития культуры, естественным путем.
Искусственные языки были созданы человечеством для решения конкретных практических задач. Например, такой язык как нотная грамота. Здесь также присутствуют знаки и они также организованы в систему по определенным законам. Что могут означать эти знаки, они могут означать звуки, с указанием их свойств, а именно высоты, длительности, силы и так далее. Эти знаки позволяют извлечь звук определенного тона, частоты, длительности. И они по определенным законам организованы в музыку.

rech

Логика, тоже использует свои символы, которые называются логическими операторами, это такие знаки конъюнкции, дизъюнкции, импликации и прочие. 

В предыдущей статье о мышлении я сравнивал психологию с логикой и сейчас я отвечу на вопрос, в чём разница между психологией мышления и логикой. Я говорил, что логика это наука об идеальных формах мышления и она тоже изучает мышление и психология изучает мышление. Тогда в чем между ними разница? В действительности она очень простая. Логика изучает то, как мышление должно протекать, она изучает идеальные законы или идеальные формы мышления. А психология пытается объяснить, почему наше естественное мышление не соответствует как раз этим законам логики, оно приближается к ним, но в полной мере им не соответствует. А чем это объясняется? Ответ на этот вопрос даёт психология мышления. Почему же реальное мышление отличается от идеального?

Чем речь отличается от языка? Если язык это система знаков, то речь это процессы порождения и понимания языковых конструкций. 

Оказывается, речь представляет собой совокупность разных процессов и как только мы определили, что это два типа процессов, порождения и понимания мы видим деление речи на два основных типа.

 

  •  Первый тип это экспрессивная речь, это порождение языковых конструкций;

 Экспрессия – буквально означает выражение вовне. 

  • второй тип это понимание языковых конструкций и это импрессивная речь. Буквально импрессия означает запечатление.

 

Оказывается, и те и другие процессы входят в речь являясь двумя основными ее типами. Кроме того, каждый из типов речи делится на устную и письменную. В итоге мы получаем уже четыре процесса речи – это  устная экспрессивная и письменная экспрессивная речь. Устная экспрессивная речь это говорение или артикуляция лектора, соответственно письменная экспрессивная речь это его письмо. А вот слушатели в момент лекции пользуются импрессивной речью. Устная импрессивная речь – это процесс активного понимания произносящего вслух. И если кто-то из слушателей станет писать что-либо на доске в аудитории – это будет письменная импрессивная речь. 

rech!!!

У речи также существуют свои функции:

 

  • Первая функция это обозначение предметов, по-другому номинативная функция; 
  • вторая функция речи коммуникативная
  • третья функция речи это обобщающая функция.     

 

Речь, является последним познавательным процессом, который необходим индивиду в процессе развития психики. На этом я завершаю повествование о первом основном понятии психологии – психические познавательные процессы.