Следующий, пятый, по сложности психический познавательный процесс – Воображение. Это тоже процесс оперирующий чувственными образами, но образами особого качества образами представления.
Опять я обращаюсь к Аристотелю, потому что впервые это показал именно он, так давно уже была раскрыта суть воображения.
Первое и самое главное различие воображения от всех остальных процессов это отсутствие предмета. Для ощущения необходим предмет и для восприятия необходим предмет, образ которого появляется, а вот для представления наличие предмета не требуется. Мы можем определить представление как – образ предмета в его отсутствие.
Очень простой пример, наверняка у многих есть домашние животные, в том числе котики. Так вот представьте своего любимого котика, представили? Котика рядом нет, а его точный образ вы легко можете себе представить.
По сути своей воображение это процесс преобразования и порождения новых представлений, вот собственно и всё.
Представление имеет две основные функции:
- Воображение оперирует образами предметов которые не доступны нашим органам чувств и наше воображение способно изменять эти представления;
- воображение способно порождать представления, которое ранее не присутствовали в нашем опыте.
Давайте я приведу простейшие примеры иллюстрирующие только что сказанное. Например представьте себе белого котика ангорского, всем известно, что они выведены в Турции и все котики совершенно белые.
Такого котика представить достаточно легко, а можно ли представить этого же котика, но рыжим? Ну в общем-то несложно представить ангорского котика рыжим. Вот это уже будет преобразование имеющегося у нас представления конкретного белого кота.
Теперь давайте приведу второй пример это порождение новых представлений и здесь лучше всего подходит пример связанный с очень популярным и распространенным психологическим тестом.
Называется тест — несуществующее животное, рисунок несуществующего животного.
Несуществующее животное это тоже очень известный тип рисуночных методов, то есть нам надо построить образ который по определению вообще отсутствуют в нашем личном опыте, да и не только в нашем личном опыте, вообще в опыте культуры потому, что по определению это животное не существует. Оно не существует нигде, ни в сказках ни в книжках, ни в моих личных воспоминаниях, его не существует по определению.
И вот тогда мы сталкиваемся с одной из форм воображения, которое называется творческим воображением.
Задача заключается как раз в порождении принципиально нового образа.
Продуктом этого воображения оказывается предмет совершенно новый, отсутствующей в опыте как самого индивида так и в культуре в которой он живёт.
В этот самый момент мы сталкиваемся с одной из основных трудностей которые испытывает психология. Наука не может до сих пор, и это действительно очень сложно, различить, где заканчивается процесс воображение, а где начинается процесс наглядно-образного мышления.
Такие процессы настолько тесно слиты, что провести четкую грань между ними до сих пор не представляется возможным.
Да, наглядно-образное мышление конечно включает всегда в себя процесс воображения. И наоборот процесс воображения предполагает отчасти использование наглядно-образного мышления. Пока этот вопрос является открытым и точного ответа на него до сих пор нет.
Если при прочтении текста вам что-то откликнулось и кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на ваш случай, и вы хотели бы решить эту проблему, вы можете связаться со мной по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о беспокоящей ситуации, требующей профессиональной помощи.
Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно). В ходе предварительной консультации я пойму, смогу ли я вам помочь. Если вам проще написать письмо, вы можете отправить его на почту.
Прошу описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма не ограничен, я обязательно прочитаю его и отвечу.