vospribimat_kritiku

Каждый человек периодически сталкивается с критикой в свой адрес. Критикующей личностью может быть начальник, кто-то из супругов, сосед, коллега или родственник. Если критика от них исходит постоянно, то, скорее всего, она не обоснованная и нужна для самоутверждения и психологического подавления собеседника. Можно привести множество примеров, но все источники критики обладают общими качествами. Чаще всего это личности, имеющие внутренние противоречия, нерешенные проблемы и недостаток самореализации.

 

Нередко начальник использует критику с целью оказания положительного влияния на рабочий процесс. Только вот результат получает противоположный.

 

Но все же, существует большая доля вероятности, что повод для критики существует и вам на это нужно обратить внимание. Но почему огромное количество людей не может адекватно реагировать даже на конструктивную критику, высказанную в самом дружелюбном тоне? Потому что критика задевает уже имеющуюся душевную рану, нанесенную значимым человеком или самим собой, и вызывает чувство боли.

Если критикой попытаются задеть здоровое место, то никакой реакции не будет, даже от самых высокочувствительных людей. Например, ваша коллега с кривыми ногами будет критиковать ваши, а вы при этом знаете, что с ногами то уж точно повезло. Реакции скорее всего не будет, по крайней мере болезненной.

Причины болезненной реакции на критику

 

  1. Низкая самооценка. Если вы постоянно чувствуете себя хуже всех, внутри вас развита привычка к самоедству. Внешняя критика подтверждает ваши негативные мысли о себе, усиливает их, доводя до самоуничижения и обесценивания. Дружелюбный тон никакой роли не играет. Важна суть процесса:” Ну точно, я ничтожество, ни на что не способное”. Самоуважение падает еще ниже, и это катастрофично.

 

  1. Психологическая травма. Это какое-то событие из прошлого, с которым психика была не в состоянии справиться самостоятельно. Это может довольно сильно влиять на ваше восприятие критики.Она расценивается как опасность и угроза психологическому здоровью.

 

  1. Нарциссизм. Люди с нарциссическими наклонностями не способны воспринимать критику. Они считают себя лучше, умнее, красивее всех остальных. Для них чрезвычайно важно, как они выглядят в глазах других людей. А выглядеть они должны безукоризненно. Одно неосторожное слово может разрушить их раздутое самомнение как карточный домик.

 

  1. Критика в грубой форме. Если критиковать некорректно, дерзко и не по существу, то человек даже с самой адекватной самооценкой, естественно, будет противиться.

 

Как конструктивно критиковать

 

Правильно критиковать-целая наука, которую освоили коммуникабельные люди.

 

  1. Критику лучше начать с похвалы. Если вашему другу или коллеге совершенно необходимо сделать замечание, то это можно сделать так: “ Влад, у тебя новый костюм? Всегда восхищался твоим чувством вкуса. Слушай, тут проблемка небольшая…”

 

  1. Говорить серьезно, доброжелательно, по существу. Чем меньше лишних слов, тем легче и быстрее понять, что требуется и где ошибся, не успев себя накрутить.

 

  1. Критиковать только при необходимости. Возможно, вам просто не нравится человек, и вас раздражает все, что он делает. Личное мнение-не повод для критики и если есть возможность, то лучше воздержаться от нее совсем.

 

Как реагировать на критику

 

  1. Попытайтесь понять, является ли критика обоснованной. Подумайте, с какой целью собеседник высказал вам претензии и постарайтесь определить, он действительно желает Вам помочь или просто является «токсичной личностью». В этом может помочь взгляд со стороны человека, которому вы доверяете.

 

  1. Не спорьте и не оправдывайтесь при необоснованной критике. Ох как хочетсятыкнуть носом критикана в его глупость! Ответить так, чтоб почувствовал свою никчемность. Но стоит ли это делать? Безразличие-ваше лучшее оружие. Оставьте критикана с этой “победой”, когда он яд выпрыснул, а в ответ получил тишину. Помните, это неуверенные, обделенные любовью люди, как результат, озлобленные. Можно просто спокойно ответить что-то типа:“А вы точно компетентны в этом вопросе?”

 

  1. Сохранять спокойствие при конструктивной критике. Такая критика-шанс поработать над своими ошибками и стать лучше. Лучше всего ответить ”вы правы, спасибо” или “я подумаю над этим”. В случае не очень деликатного, но справедливого замечания можно сказать:” Ты прав, но можно было сказать повежливее”.

 

Чтоб научиться спокойно реагировать на критику, нужно время. Решающее значение имеет ваше правильное внутреннее отношение к ситуации. Научитесь анализировать сказанное, делать правильные выводы и не принимать близко к сердцу слова окружающих.

Если при прочтении текста вам что-то откликнулось и кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на ваш случай, и вы хотели бы решить эту проблему, вы можете связаться со мной по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о беспокоящей ситуации, требующей профессиональной помощи.


Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно). В ходе предварительной консультации я пойму, смогу ли я вам помочь. Если вам проще написать письмо, вы можете отправить его на почту.

Прошу описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма не ограничен, я обязательно прочитаю его и отвечу.