nakazanie_detey

Воспитание детей – сложная наука. Наверное, не найти сейчас родителей, которые ни разу не наказывал своего ребенка. Родители очень любят своих детей, пытаются вложить в них самое лучшее, но иногда приходится наказывать за непослушание. Долгие годы обсуждаются необходимость наказания, его методы. Кто-то считает, что наказание – необходимо для воспитания, кто-то категорически против.

Многие люди при воспоминании своего детства вспоминают и парочку сильных наказаний, которые помнят до сих пор. И став родителем, уже решает сам наказывать ли за неловкие провинности своих деток или же идти по пути объяснений и бесед.

Наказание – это применение воздействия на ребенка при нарушении установленных требований. Изначальный смысл наказания был в том, чтобы добиться понятия ребенком своей ошибки, осмыслите ее, раскаяться и больше так не делать.

Но в наше время часто наказания причиняют ребёнку такой психологический или физическийдискомфорт, что он в будущем становится клиентом психологов. А родитель пользуется своим величием, физическим и психологическим превосходством над чадом.

 nakazanie_detey

Почему родители наказывают детей?

Каждый родитель наказывая, надеяться, что ребёнок запомнит наказание и больше не будет повторять этой ошибки. Как бы наказывая во благо самого ребенка.

Почему-то существует стереотип, что научить, объяснить неправильность поступков можно только при помощи наказания.

Основные причины наказаний:

  • Родители не могут сами справляться со своими эмоциями.
  • Родитель просто не знают других методов воспитания.
  • Предшествующая неприятность и выплеск этих негативных эмоций происходит на ребенка.
  • Злость супругов вымещается на ребенке.
  • Родители считают, что наказанием они поддерживают свою власть и авторитет.
  • Копирование поведения родителей «Меня наказывали, и я вырос хорошим человеком», «Меня били и я буду!».
  • Нелюбовь к ребенку. Родитель вымещает свою обиду на ребенка.

Последствия наказаний:

  • Страх. Только страх не в том, чтобы не повторить больше ошибку, а страх самих родителей.
  • Хитрость. Ребенок начинает хитрить, обманывать, прятать, чтобы избежать наказания.
  • Безответственность. Ребенок считает, что если его наказали, то он уже этим искупил свой плохой поступок.

 nakazanie_detey

На что заменить наказания?

 

Поощрение - это тактика воспитания, с целью похвалы за какие-то действия и дальнейшего выполнения действий в таком же духе.

Смысл поощрения состоит в том, чтобы  ребенок закрепил хорошее поведение, отношение, в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас.

Когда ребенок что-то сделал сам (пирамидку, уроки, сколотил табуретку) он и сам очень радуется этому, он чувствует гордость за сделанную работу, радость. То есть ребенок и без родительского поощрения очень рад. Получается, что чем меньше родитель поощрает, тем сильнее ребенок испытывает удовлетворенность от сделанной работой.

Признаки

  • Недостаток похвалы со стороны родителей. Это приводит к непослушанию, снижению родительского авторитета у ребенка и совершению проступков.
  • Отсутствие любви и тепла в жизни. Многие родители считают, что если они кормят, обувают и одевают, то так они воспитывают. В итоге дети предоставлены сами себе. Их жизнью и интересами никто не интересуется, они не чувствуют тепла и поддержки со стороны родителей, им кажется, что они одиноки, их никто не любит. Из таких «недолюбленных» детей вырастают неполноценные взрослые, у которых нет чувства собственного достоинства, отсутствует уверенность в себе
  • Повышенный контроль и наказания. Родитель критикуют каждый шаг ребенка, демонстрируя ему, что он сделал неправильно. Общение сводится только к угрозам и наказаниям. Ребенок думает, что все делает не так, его не за что любить. Вырастая, он будет жить, словно извиняться за то, что появился на этот свет. Эти взрослые дети замкнуты и недоверчивы, обозлены.
  • Дефицит похвалы. Многие считают, что похвалой можно избаловать ребенка. Если малыш того заслуживает, нужно обязательно его похвалить. Похвала - верные средство заставить поверить в свои силы. За неправильный поступок нужно его поддержать, а если он старался, работал и получил награду (призовое место, отличная оценка, замечательный результат в выполнении поставленной задачи), обязательно похвалить. Необходимо дать возможность малышу поверить в то, что он уникальный, самый любимый.

Условия конструктивного наказания:

  • Справедливость. Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.
  • Сочетать наказание с убеждением именно через проникновенное слово родителя может довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.
  • Отсутствие поспешности в применении наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.
  • Применять наказание лишь после того, когда все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.
  • Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взглянуть, для другого – категорическое требование, для третьего необходим просто запрет.
  • Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызения совести. Таким образом, смысл наказания теряется.

Если Вы испытываете трудности в воспитании, замечаете за собой перегиб в наказаниях своего ребенка, обратитесь за помощью к психологу Филиппову Андрею Александровичу.