vyuchenaya_bespomochnost

Выученная беспомощность - это пассивность человека, его нежелание изменить свою жизнь к лучшему, которое основано на негативном опыте прошлого. Человек настолько привык к низкому уровню жизни, что не пытается его изменить, даже если видит в этом интересные возможности. При этом у человека могут быть все необходимые ресурсы, но он не видит их в себе, не верит в себя, не может раскрыть свой потенциал и достичь желаемой цели. Предыдущий опыт подсказывает, что результат снова будет катастрофическим, и поэтому пытаться не стоит.

Частые причины:


1Последствия стресса. Как показывает опыт Куля, синдром может сформироваться в любом возрасте и при любых обстоятельствах. К подобному эффекту может привести:

  • длительная болезнь;
  • паралич;
  • тюрьма;
  • рабство;
  • плен;
  • безработица и отказ без объяснения причин от приема на работу;
  • непоследовательный в своих реакциях начальник или муж, руководствующийся собственным настроением;
  • любая травмирующая ситуация может сковывать руки человека, но стресс воспринимается субъективно, поэтому выявить общие факторы синдрома невозможно.

vyuchenaya_bespomochnost

2Общей для всех людей предпосылкой появления синдрома является отсутствие выбора. Важно, чтобы каждый чувствовал контроль над ситуацией, жизнью и собой. Вот для чего нужен выбор. Он придает уверенность в себе, действует как профилактика развития беспомощности.



3Если синдром приобретенной беспомощности сформировался в детстве, и является частью мысли пострадавшего, причины следующие:
-    авторитарный или чрезмерно опекающий стиль семейного воспитания, подавление независимости, инициативы и индивидуальности ребенка.
-    пример родителей. Приобретенная беспомощность передается по наследству. Если родители боятся изменений в жизни, плывут по течению, привыкли терпеть, то вполне вероятно, что ребенок выучит этот сценарий.
-    критика, наказание, акцентирование внимания на недостатках ребенка, частое повторение фраз типа «ты не умеешь», «у тебя не получится».
-    утешительная похвала, хорошая ложь. Дети понимают, когда родители искренне хвалят их, а когда утешают. Результат утешения тот же: отношение «я глупый». Конструктивная критика и помощь в исправлении ошибок более полезны, чем жалость.
-    сравнение ребенка с другими детьми, родителями в этом возрасте. Родительские требования и завышенные ожидания, фиктивный образ идеального ребенка.
-    воспитание на основе гендерных стереотипов. Девочки растут убежденными в своей слабости, а мальчики не знают, как использовать себя в повседневной жизни. Гендерные стереотипы лишают человека психологической гибкости. Это дополнительный фактор развития синдрома беспомощности.
-    хаос, противоречивые родительские позиции, частая смена условий развития, непостоянство и нестабильность родительских требований.

vyuchenaya_bespomochnost

Признаки:


Цели. При этом поведении возникает явный страх при постановке цели, человек боится брать на себя ответственность за принятие решений, которые приведут к определенным последствиям.
Действия. Страх совершения действия, боязнь ответственности за определенные действия.

При первой трудности человек с таким поведением обязательно отойдет от затеянного, так как он не способен преодолевать препятствия, которые возникают на пути к достижению цели.
Псевдоактивность. Обычно люди создают псевдодействие или псевдо-цель, чтобы не двигаться к более серьезной реальной цели, потому что там могут возникнуть трудности, а в преодолении трудностей есть возможность ошибиться, а это - один из самых больших страхов.

Эмоциональная нестабильность. Человек с выученной беспомощностью эмоционально неустойчив, чаще всего раздражителен, растерян, волнуется по пустякам.
Состояние Постоянная нехватка сил, равнодушие к происходящему, сложно сосредоточиться на чем-то конкретном, чувство усталости и пустоты.

Люди  с этим синдромом верят в невезение, обреченность, плохой гороскоп, проклятия и другие внешние факторы, на которые человек не может повлиять.
Если им что-то удается, то они видят в этом чужую заслугу или просто удачу. Мышление таких людей запрограммировано на провал. Они становятся жертвами зависимых отношений, мошенников.
Что делать?

В основу психоаналитической психотерапии входит:

vyuchenaya_bespomochnost

  • переход от негативного мышления к позитивному;
  • коррекция самооценки, повышение уверенности в себе;
  • самопознание, принятие себя, формирование адекватного образа «Я», осознание собственного потенциала;
  • возвращение контроля над жизнью, используя способности человека, различая, что поддается человеческому контролю, а что нет.

Обучение практическому использованию личного потенциала.
Чтобы избавиться от выученной беспомощности, нужно реанимировать человека силой воли, устранить апатию, в особо тяжелых случаях - посттравматическое стрессовое расстройство. Синдрому всегда предшествует психологическая травма. Необходимо выяснить, что действует на человека изнутри и устранить.


Как самостоятельно преодолеть выученную беспомощность?


Во-первых, человек должен научиться видеть ситуации, в которых выражен синдром. Чаще всего это может быть какой-то вопрос или проблема, которую он долгое время не мог начать решать, будучи уверен, что всегда будет терпеть неудачу.
Осознавать свои истинные желания и потребности. Чего именно хочет, а не другие члены семьи или сообщества, и начинать это делать. Самая сильная мотивация формируется, когда человек что-то делает для себя.
Начать с самых простых дел, хвалить и вознаграждать себя за каждый маленький шаг, который человек делает на этом пути.
Научиться верить в себя, поддерживать себя, вспоминать времена, когда вы брались за дела и доводили до конца, решали сложные ситуации.
Перестать оправдываться - почему вы не можете начать новый бизнес, научитесь преодолевать страхи и «я не могу».
Составить план достижения цели и следовать ему, постараться дойти до конца.


vyuchenaya_bespomochnost

Если в процессе работы над собой усилилось чувство беспомощности, негативное самовосприятие, или если человек понимает, что все вышеперечисленное ему не помогает справиться с выученной беспомощностью, значит, ее причины более глубокие, они сформировались еще в детстве, и изменить это только на поведенческом уровне довольно сложно. В этом случае рекомендуется проконсультироваться с психологом и пройти психоаналитическую психотерапию.

Если Вам при прочтении текста что-то откликнулось и Вам кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на Ваш случай, и Вы хотели бы решить эту проблему, вы можете предварительно позвонить мне по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о своей ситуации, которую Вы хотите решить. 

Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно), в процессе этого времени я должен решить, смогу ли я Вам помочь в рамках психоаналитического подхода. Если Вам проще написать письмо – Вы можете это сделать перейдя по ссылке Отправить письмо или написав мне на почту mail@online-psychoanalyst.ru. Прошу Вас описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма неограничен, я обязательно прочитаю Ваше письмо и отвечу.

Я всегда рядом.