genitalnaya_stadiya

  1. Эдипов комплекс носит структурообразующий характер, связан с триангуляцией и приматом генитальности. Здесь очень важна эдипальная триангуляция, с одной стороны она является условием структурирования по невротическому типу и она же должна быть интегрирована в психическое как часть психики в результате прохождения эдиповой стадии.

    Что такое эдипова триангуляция? Это три человека в отношениях, три объекта, которые имеют разные качества, здесь существует разница полов, женский и мужской, существует разница поколений, есть родители и есть ребенок.

    Это отличает эдипальную триангуляцию от билатеральной триангуляции, которую вводит Андре Грин в работе “Хиазм”. В работе он говорит, что в случае пограничной организации мы тоже имеем дело с триангуляцией, где есть трое в отношениях, но родители в таких отношениях расщеплены на хорошие и плохие объекты и они качественно не отличаются друг от друга в отличие от триангуляции эдипальной, где есть качественное различие между матерью и отцом, это разные объекты.

    Соответственно, в случае с эдиповым комплексом мы сталкиваемся с приматом генитальности. В этом случае происходит выход за пределы аутоэротизма, происходит идентификация с родителями и ориентация на внешние целостные объекты.

    Что такое идентификация с родителями? Я говорю о том, что ребенок с одной стороны любит мать и конкурирует с отцом за мать или он любит отца и конкурирует с матерью за отца. Это прямой и инвертированный эдип. Фактически, отказавшись от физической любви к родителям в угоду любви к их словам и тогда субъект интегрирует, интроецирует запрет на инцест, который вводит отец. Когда я рассказывал историю маленького Ганса в ней упоминалось, что в фантазии о носителе кастрации является его мать, а кастрацию осуществляет отец.

    Угроза кастрации связана с запретом на инцест. Страх кастрации является генитальным, если в случае фаллической стадии страх кастрации был нарциссическим, он был связан с нарциссическим страданием, то в случае эдипова комплекса, страх кастрации генитальный и он центрирован на объекте, по причине того, что угрозу кастрации осуществляется отец. Например, если сын позволит себе вступить в любовные отношения с матерь, как это было с эдипом, то он будет за это наказан отцом.

    Эдипово соперничество носит фантазматический характер, то есть речь идет о том, что если ребенок или подросток убивает своих родителей, то это психоз и такие реальные действия не имеют отношения к фантазии об эдипе. Потому что эдипово соперничество связано в первую очередь не с реализацией, реального убийства,а с фантазией об этом, поэтому это внутрипсихический процесс.

    И в результате прохождения эдиповой стадии формируется Сверх-Я, где содержатся моральные запреты и идеал себя и где находятся основы самоуважения. Запрет на инцест это основной закон в инстанции Сверх-Я. Если этот запрет нарушается, то субъект испытывает чувство вины и стыда в результате нарушения этого запрета. В результате нарушения могут начаться симптомы, например истерические или симптомы синдрома навязчивости.

    Существует прямой эдип у мальчиков, любовь к матери и ненависть к отцу это позитивный исход. Существует также инвертированный (негативная форма) эдип женское, нежное отношение к отцу и  милая враждебность по отношению к матери. Если нежное отношение к отцу не будет преодолено, то будет развитие по гомосексуальному типу. То есть, будет закреплен гомосексуальный выбор объекта.

    Эдипов комплекс у девочек, который Юнг назвал комплекс Электры, проходит следующим образом: позитивная форма – смена объекта любви, разочарование в матери, которая отняла пенис и желание получить этот пенис, получив ребенка от отца, а также снискать от него восхищение, то есть соблазнить его. И ревнивая враждебность нагруженная чувством вины по отношению к матери. И негативная форма это любовь к матери и соперничество с отцом. Стремление получить пенис от отца, которое выражается в фантазии получить ребенка от отца, часто выражается в том, что женщина рожая своего первого ребенка часто связывает свои фантазии с этим ребенком с фантазиями об отце.

     

    В латентный период происходит структурная модификация сексуальных влечений, то есть происходит инвестиция других объектов это дружба, достижение других целей социализация, и десексуализация. Происходит преобладание нежности, благодарности и уважения. Если в латентный период наблюдается гиперактивность это скорее свидетельствует не о благополучности ребенка, он перевозбужден в своей семье и тогда он не может пережить латентный период должным образом. обычно таких детей приводят к психотерапевту для проработки.         

    Идея отрочества, пубертат подростковый кризис. В этот период происходит драматическое оживление влечений. То есть, все начинает кипеть и бурлить. Происходят нарциссический и идентификационный кризисы, которые проявляются в чудаковатости, странности, и тевога по поводу частей своего тела. Подростки в этот момент очень быстро вырастают, они вытягиваются у них появляются вторичные половые признаки. В такие моменты возникают кризисы. Они возникают по причине того, что тело меняется оно становится взрослым и взросление тела вызывает много тревог. Подростки похожи часто на гадких утят, они развиваются непропорционально. Это нарциссический кризис.

    А кризис идентичности связан с заменой детского тела на взрослое тело, вырастают гениталии и появляется грудь у девочек. В этот момент происходит концентрация либидо на генитальных чувствах и целях в этот момент. Оживление прегенитальных фиксаций. В пубертат могут быть проработаны прегенитальные фиксации, если подростку везет и у него есть такая возможность, то он может переработать свои фиксации, конфликты и он может выйти из пубертата в более структурированном виде или может наоборот не суметь этого сделать. Очень часто в пубертат происходят психозы. В этот же момент увеличивается мастурбаторная активность сочетающаяся с чувством тревоги, то есть наступает третий этап мастурбации в отрочестве. Эдип пройден когда субъект может получать полный оргазм, то есть оргазм связанный с гениталиями, получение оргазма в генитальном акте. потому что речь идет об интеграции сексуальных влечений, а не о сексе как таковом. Чем больше интегрировано сексуальных влечений тем в большем контакте субъект находится с собой. В противном случае неинтегрированные сексуальные влечения могут превращаться в фобии и страх.

     

    Жаклин Шаффер “Женское один вопрос для обоих полов”   

      

    Активный и пассивный относятся к анальной стадии, а фаллически кастрированный относятся к фаллической стадии, а вот мужское и женское, то есть открытие мужского и женского происходят в подростковый период. В этот же подростковый период половая идентичность не устанавливается раз и навсегда.  А работа женского по поддержанию разницы полов проводится на протяжении всей жизни. То есть, с одной стороны прохождение либидинальный стадий приводит к установлению примата генитальности в подростковый период и фактически в подростковый период происходит кристаллизация структуры. Если до подросткового периода еще можно менять структуру субъекта, а вот после подросткового периода что-либо изменить нельзя. Но психоанализ может влиять на функционирование и то чем может помочь психоаналитик это помочь быть более связанными, находиться в лучшем контакте с самим собой и с окружением.

    Что касается половой идентичности, то она не устанавливается раз и навсегда и работа женского будет проводиться из раза в раз. Что здесь происходит? Происходит первичное вытеснения эрогенности вагины. То есть, речь идет о том, что вагина скрыта в женском теле, а клитор находится на поверхности и он открыт. Получается, что те импульсы у девочек, который проистекают из вагинальной области они смещаются в область клитора и если говорить по Фрейду, то женская сексуальность строится следующим образом: вначале клиторальное удовольствие, которое связано с мастурбацией и только потом происходит вагинальное удовольствие, когда происходит открытие женского. С точки зрения современных аналитиков, таких как Мелани Кляйн, Карен Хорни, Жаклин Шаффер и других. Девочки имеют импульсы из вагинальной области и они знают, что у них есть вагина, но как будто бы клиторальное удовольствие является защитным по сравнению с вагинальным, то есть происходит некоторое смещение в эту область. То есть, мать посланница ожидания для девочки, то что называется первичный эрогенный мазохизм и посланница кастрации для мальчика. то есть, так как девочку уже кастрировать невозможно потому что у нее пениса нет, то она обладает этим первичным эрогенным мазохизмом. Например, сказки где девушка ждет своего принца на белом коне, который приедет и разбудит ее сексуальность, это и называется первичный эрогенный махохизм.

    Взгляд отца отличается от зеркального взгляда матери. В пубертате, но еще на эдипальной стадии очень важен взгляд отца. Если взгляд матери это зеркало, в которых отражается младенец и который позволяет наполнить первичный нарциссизм младенца. И если мать видит свою дочь как девочку, она ее инвестирует как девочку, она дает ей женскую идентификацию. То в пубертате подключается взгляд отца, который говорит ей: ты моя принцесса и он также видит в ней девочку и инвестирует в ней женское, таким образом способствует развитию ее идентификации. Если этого взгляда отца нет, то могут возникнуть проблемы. И соответственно страх пенетрации дублирует страх кастрации. Очень часто сексальные желания превращаются в страхи. Сексуальные желания превращаются в страхи по причине того, что они очень сильные и преследующие. Это желание избавиться от этого сексуального влечения и превратить его в страх и тогда оно трансформируется, ослабевает и тогда с ним можно иметь дело через страх. А отвращение возникает после первичного вытеснения и является защитой Я от неподобающих желаний. Если возникает конфликт, возникают и защиты.

    Фаллическое и мужское оказывается в оппозиции, чем более фалличен мужчина тем он хуже как любовник. Это проявляется в нарочитом проявлении брутальности у мужчин. Почему мужчина который фалличен и выставляет свою мужественность напоказ, худший любовник? Такие мужчины очень нарциссичны и заботятся только о себе, у них нет цели доставить удовольствие своему партнеру. Такие люди рассматривают своего партнера не как целостную личность, а как частичный объект. И в этом случае объект используется как функциональный, то есть просто использование объекта. Здесь также можно говорить о скрытой гомосексуальности. И женское и мужское является внутренним ощущением себя и поэтому если женщина или мужчина уверены в себе в своей женственности или мужественности им не нужно выставлять это напоказ. Это внутреннее ощущение себя бессознательно транслируется окружающим. А те кому нужно нарочито выставлять это напоказ, в первую очередь имеют фиксацию на фаллической стадии и нарциссическую проблему.            

     

    Мазохизм это всегда что-то ждать и терпеть. Жаклин Шаффер эротический мазохизм описывает следующим образом: папа ударь меня, сделай мне больно. Возможность отдаться, подчиняться от любви к объекту, быть объектом наслаждения и получать наслаждения. Это очень сложная часть в концепции Жаклин Шаффер.

    В этой статье автор подчеркивает, что это не связано с садомазохизмом, а связано с тем, что женщина отдается мужчине из любви к нему и таким образом подчиняется и открывается навстречу мужчине и это дает ей возможность испытать женское наслаждение, которому завидуют мужчины. Имеется ввиду двойное или тройное наслаждение.

    Противоречие между сексуальностью и Я. Важный момент, который касается генитальной сексуальности. Если мужчина или женщина отдается любви безоглядно, то это приводит к потери контроля со стороны Я. Это приводит к взрыву и к потере границ Я. В этот момент Я умирает и потом оно должно возродиться из пепла как птица феникс, опять обрести свои границы. Поэтому генитальная сексуальность такая пугающая такая устрашающая, потому что она угрожает целостности Я. Субъекты, которые структурированы невротически они в состоянии себе это позволить, потому что даже в результате слияния они потом могут обрести свои границы.

    Субъекты, которые стремятся обрести симбиотические границы и стремятся к слиянию психического, могут потерять себя, потерять свое Я, то есть распасться. Получается, что генитальная сексуальность несет угрозу Я. Получается, что перверсия как защита от генитальной сексуальности позволяет сохранить Я и идеализирует инфантильное сексуальное удовольствие. И соответственно основной женский фантазм об изнасиловании, а мужской фантазм о гареме.