Тема связанная с личностью наверное одна из самых важных тем и уж явно одна из самых интересных. Потому что каждый человек испытывает потребность в самопознании, познании себя и других, познании своих отношений с другими и эти отношения с другими во многом определяются тем кто есть этот человек. А именно, что представляет его личность, какие индивидуальные особенности этой личности ему присущи, как эти индивидуальные особенности сказывается на отношениях с другими людьми и как индивидуальные особенности других людей, каждый из которых тоже личность, сказываются на этих отношениях.
Я уже говорил, что потребность человека в самопознании стала одним из ключевых факторов, выделения человека из всех прочих живых существ и обретения им человеческого облика. При всём при этом сама по себе психология личности зародилась относительно недавно, но интерес к отдельным проявлениям личности к отдельным его сторонам отдельным свойствам наблюдается еще с древнейших времен. Здесь ничего удивительного нет, здесь все совершенно закономерно. А вот то, что личность стала предметом самостоятельного психологического исследования значительно позже, а по историческим меркам сравнительно недавно, это можно назвать явлением парадоксальным.
Однако мы имеем дело с той реальностью которая называется психология. Сейчас я попробую все систематизировать. В других своих статьях я приводил примеры интереса к отдельным проявлениям личности еще с античности. В качестве примера я приводил Гиппократа, который впервые ввёл понятие, которым мы сегодня обозначаем слово темперамент, но слово это было на греческом языке и звучало как – красис. А слово темперамент ввёл уже его древнеримский продолжатель, тоже врач Гален.
Аристотель а затем уже его ученик Теофраст очень подробно занимались анализом разных видов характеров и проявляли интерес к отдельным свойствам личности, таким как темперамент и характер. Однако, психология личности становится самостоятельной областью психологии, когда личность становится самостоятельным предметом психологического познания. В тот же момент появился критерий, который позволил психологии личности стать самостоятельной областью, и таким критерием оказывается появление научных теорий. Предметом которых выступает личность.
Первой книгой по теории личности в нашей стране в 90-е годы стал довольно внушительный гроссбух “кирпич” двух американских авторов Хьелл и Зиглер. Книга называется “Теория личности”. Сразу же почти в догонку прилетела вторая книга. Почти такая же большая у неё тоже пара авторов Холл и Линдсей. Название этой книги точно такое же как у первой “Теория личности”. Эти книги знакомят со всеми наиболее важными, значимыми зарубежными теориями личности.
Появление предмета сопровождается соответственно появлением научной теории.
К первой теорий личности я бы отнес работу такого автора как Уильям Джеймс, очень крупного американского философа и психолога.
Он также первый выдвинул такое понятие как человеческое Я, и этим понятием активно пользуется психоанализ. Он выделил три типа человеческого Я – физическое, социальное и духовное. Поскольку Я это то с чем себя человек идентифицирует, соответственно здесь возникает три мира – физический мир, социальный мир и мир духовных ценностей, как три составляющих человеческого Я.
Второе имя, которое бы я отметил – это психолог, которого к сожалению упоминают нечасто незаслуженно и это был немецкий психолог Вильям Штерн. Вильям Штерн внес очень большой вклад в самые разные области психологии в том числе и в практическую психологию. Он создал один из первых в мире институтов практической психологии, Штерн в окончательном виде сформулировал понятие об IQ “коэффициент интеллекта”, также он ввел понятие дифференциальная психология.
Огромный вклад он внес и в развитие детской психологии. То есть, его вклад многогранен. Но в данном случае меня интересует немного другой контекст. Штерн выступил с призывом к созданию такого широкого движения как персонализм. Известно, что по-латыни персона это и есть личность.
Соответственно, в этом же самом виде слово вошло в другие европейские языки. Он выступил с идеей создания такого движения персонализм. Что означает это движение? Штерн понимая, что к началу XX века психология стала раздробленной. Пытался обратить внимание психологов на следующее явление, чтобы каждый психолог не изучал кто-то изучает восприятие, кто-то изучает память, кто-то мышление, кто-то другие психические процессы.
Чтобы каждый психолог ни изучал надо понимать, что изучаемое психическое явление оказывается одним из многообразных порождений единой целостной личности.
Вот какое бы явление мы не изучали у себя в лаборатории, важно понимать, что оно не существует само по себе, оно является одним из порождений целостной психики.
Во главу угла была поставлена категория личности, а все прочие психологические понятия были производные от нее. В этом случае раздробленность психологии, полагал он, возможно будет преодолена. Персонализм Штерна так и не стал теорией личности, не смотря на все его старания и заслуги.
Первой конкретной психологической теорией личности стал – психоанализ.
Но личность не является исключительной собственностью психологии как бы там ревностно психологи не хотели её приватизировать и сделать исключительно своей собственностью. Тем не менее личность является общим объектом для разных наук и каждая из этих наук в личности выделяет свой предмет. Каким образом каждая наука выделяет в этом большом объекте именуемым личностью свой предмет? Очень просто.
Выделение предмета из объекта, вырезание такого узкого предмета в большом объекте всегда обусловлено целью, то есть тем что я хочу выявить, тем что я хочу получить. Понятно что у каждой науки есть свои цели и в соответствии с ними каждая наука в этом общем объекте вырезает какой-то свой узкий сектор, свой предмет.
Приведу пример, интересуются ли исторические науки личностью? Да безусловно, но их интересует не все. Поскольку историк не только описывает факты прошлого, но и подобно любой науке история пытается объяснить процесс исторического развития, выявить его закономерности. Вот в процессе выявления движущих сил исторического развития историки обращаются к конкретным личностям.
С одной стороны мы понимаем, да наверное существуют объективные законы развития общества. Эти законы например приводят к смене общественно-экономических формаций к революциям или эволюционному развитию.
Это объективные законы развития общества, однако совершенно конкретные исторические события творятся руками живых, конкретных людей и мы можем всегда назвать их имена. Ленин с большевиками устроил октябрьский переворот, захватил власть сперва в Петрограде, а потом стал её захватывать по остальным городам России. Это же Ленин все устроил. Тогда возникает вопрос для историка, а вот интересно знать в какой мере разные исторические события обусловлены действием общих объективных законов истории?
Эти объективные законы истории действуют руками конкретных людей? Ничего от конкретной личности не зависит, есть объективные законы истории и конкретные люди просто их исполнители. Или всё-таки в какой-то степени эти исторические события обусловлены деяниями конкретного человека? Потому что именно Ленин, именно он выбрал такой удачный момент, потому что он обладал определенными особенностями личности? Вот эта проблема у историков называется – роль личности в истории.
По существу историк пытается ответить на вопрос. В какой мере исторические события обусловленные деяниями конкретного человека? В какой мере человек не волен повлиять на объективный ход истории? Социологи тоже интересуются личностью по-своему и даже в самой социологии есть такая отрасль или раздел – это социология личности. И социологов личность интересует исключительно как элемент в различных социальных процессах, то есть в различных формах объединения людей. С этой точки зрения личность им интересна, всё остальное не затрагивает интересы социолога.
Что выделяет в качестве предмета личности педагогика?
Если понимать педагогику по-старому то мы знаем, что педагогику воспринимали как науку об обучении, воспитании и формировании личности.
Для педагогики личность представляет собой совершенно иное не то, что для историка и не то, что для социолога, а личность есть объект формирования. Личность – это объект который нужно формировать по какому-то шаблону. Как вариант по шаблону навязанному государственной идеологией или какой-то определенной культуры.
Что же психология в личности выделяет в качестве предмета? Какой предмет в личности выделяют психологи?
Очевидно, что поскольку психологи в целом занимаются изучением психической реальности. Хотя, психическая реальность в разных направлениях психологии понимается по-разному. Но как бы не трактовали психическую реальность, она остается предметом психологии. Значит психология изучающая личность, очевидно ищет какие-то ключевые психологические моменты, лежащие в ее основе. Говоря иначе – психология пытается в личности выделить психические явления, которые выступают движущими силами личности.
Каким одним словом можно назвать движущие психические силы? В психологии это мотивационные силы.
У Фрейда, как вы помните вторая модель, не топографическая, а динамическая модель, которая объясняет движущие силы личность, строится по динамическому типу. Каждая из инстанций личности Я, Оно и Сверх-Я наделены мотивационными силами. И эти силы находятся в конфликтных отношениях друг с другом, поэтому все эти три инстанции постоянно находятся в динамическом состоянии или силовом взаимодействии. Исход этой борьбы бывает очень различен, в зависимости от того как складывается силовое или динамическое взаимодействие, то и происходит с человеком. Психоанализ оказался первым воплощением динамической психологии.
Вслед за ним возникла теория Курта Левина, которая развивалась параллельно психоанализу и это был другой пример тоже динамической психологии. Что их объединяет? И в первом и во втором случае личность объясняется как результат силового взаимодействия различных ее составляющих.
Вот я привел примеры наиболее известных зарубежных психологических теорий личности а именно : психоанализ, гуманистическая теория личности, экзистенциальная теория личности. И давайте посмотрим к чему во всех этих теориях сводится объяснение личности. Поскольку психологию в личности интересуют психологические механизмы функционирования и развития личности и этими механизмами выступают мотивационные силы, поэтому каждая из вышеперечисленных теорий объясняет личность особенностями ее мотивации.
В нашей стране проблемами личности в психологии занимался Леонтьев, но успевает при жизни сделать к сожалению немного. В конце семидесятых годов, Леонтьев уходят из жизни. Но что он успевает сделать? Он успевает сделает очень важную вещь. Он успевает заметить, что понятие личности в том его виде в котором оно присутствовало в психологии семидесятых годов оказывается совершенно непригодным для работы. Что я здесь имею в виду.
В начале статьи я говорил, что личность стала предметом самостоятельного психологического познания очень поздно, только в начале XX века. Этот факт говорит о том, что понятие личности очень молодое в науке, а следовательно оно чрезвычайно незрелое. Понятие личности не успело так сказать вызреть, не успело кристаллизоваться и в результате оно оказалось чрезвычайно разнородным по своему содержанию и неопределенным по своим границам.
Эта несформированность понятия личности даже в современной психологии по-прежнему создает очень сложные проблемы для работы с этим понятием.
Напомню что такое понятие. Понятие это обобщение чего-либо по существенному признаку. Даже сейчас можно сказать, что понятие личности не имеет общепризнанного определения и в каждом направлении психологии трактуется по-разному. Вместо системы обобщенных представлений по существенному признаку, мы имеем конгломерат совершенно разнородных представлений, которые невозможно объединить.
В этой связи Леонтьев предложил рассматривать личность в широком и узком смыслах слова. Он предложил два понимания личности в широком и узком смысле. Вот тот конгломерат разнородного содержания который не обобщается в единое понятие собственно и называется личностью в широком смысле слова.
В это расширенное толковании в этот широкий смысл личности входит очень много того, что к личности отношения не имеет. Того что не выражает сущность человеческой личности. В противовес такому широкому пониманию личности в противовес такой широкой трактовки личности. Леонтьев предложил в качестве рабочего инструмента использовать узкое понимание личности или понятие личности в узком смысле слова.
Леонтьев предлагает рассматривать личность в узком смысле слова как действительно понятие выражающее психологическую сущность личности. Он успевает выдвинуть несколько базовых положений, говорящих о том как трактуется личность в его общей психологической теории деятельности. Я не зря успел обратить ваше внимание на то, что всякая психологическая теория личности пытается объяснить личность с позиции мотивации с позиций психических явлений, которые выступают движущими силами деятельности, а такими явлениями выступают явления мотивации.
Первое положение понятия личности в теории Леонтьева – личность есть системное качество. Личность представляет собой высшую структуру интегрирующую человеческую психику.
Второе положение. Структурообразующей основой личности является система мотивов. Психологической основой, задающей структуру личности является система ее мотивов. Здесь я напоминаю, что всякая система отличается от множества элементов тем, что всякая система представляет собой множество элементов организованных по каким-либо принципам. И если в основе личности лежит система мотивов, то надо назвать этот принцип.
Леонтьев отвечает на этот вопрос так:
Система мотивов лежащая в основе личности организована по принципу иерархии. Иерархия означает – соподчинение.
Простейший пример иерархии мы обнаруживаем с вами в соподчинении воинских званий – лейтенант, капитан, майор, подполковник, генерал и так далее. Такой принцип можно назвать принцип этажерки, когда вышележащий мотив подчиняет себе нижележащий и так по цепочке. Но существует и обратная связь, отношение подчиненного мотива к ведущему, которая называется личностным смыслом. Итак, если отношение вышележащего мотива к нижележащему – это подчинение, то противоположный тип отношения, отношение подчиненного мотива к ведущему основан на личностном смысле.
Личностный смысл отвечает на вопрос – ради чего? Здесь можно вспомнить пример основателя экзистенциальной психологии Виктора Франкла, который провел три года в фашистских лагерях. Вместе с ним удалось выжить небольшой горстке людей и тогда Франкл задумался. Что помогло выжить этим не совсем физически сильным людям? Что их объединяло? Этих людей объединяло лишь одно – им было ради чего выживать. Ответ ради чего и выражается категорией личностного смысла! А чем определяется смысл?
Приведу пример. Скажем абитуриент который поступает на факультет психологии. Он проходит собеседование и его спрашиваю вы хотите к нам поступить? Да, я хочу поступить на ваш факультет. То есть, вы хотите стать психологом? Это вопрос адресован мотиву. Здесь мы хотим понять есть ли у него мотив стать психологом. Конечно я хочу стать психологом, отвечает абитуриент. Ок, мы рады что вы хотите присоединиться к нам, но скажите пожалуйста, а что это вам даст? Ради чего вы хотели бы стать психологом?
Этим вопросом мы попытаемся выявить какому мотиву подчинено его желание стать психологом. Задается вопрос на смысл, ради чего вы хотите стать психологом? Здесь важно понять какому более важному мотиву подчиняется его мотив стать психологом. И на этот вопрос приходится слышать разные ответ и самый распространённый ответ как вы легко можете догадаться – это ответ социально желательный. Я хочу стать психологом чтобы помогать другим людям.
Ок, у вас большое желание помогать другим? Этим вопросом надо понять действительно ли это так! У вас есть такое желание помогать другим? Да, я очень хочу помогать другим. Здесь можно проверить насколько этот мотив реален. Здесь достаточно спросить, если у вас есть такое настойчивое желание помогать другим расскажите пожалуйста, пока вы не стали психологом как вам удается это желание осуществлять? В каких формах?
Этот вопрос задается в надежде на то, что если он действительно хочет помогать другим, то наверняка нашёл какие-то пока не психологические способы помощи. Помочь родителям по дому, помочь принести сумки с продуктами из супермаркета например маме и так далее.
И тут абитуриент говорит:
Вот когда я стану психологом тогда у меня будет возможность помогать другим.
И тогда становится понятным, что это социально желательный ответ, а в действительности он хочет стать психологом ради чего-то другого. Мотивов может быть множество. Но важно здесь немного другое, а именно. Показать как вышележащий мотив связан с нижележащим по принципу иерархии и как связь нижележащего мотива к вышележащему выражается в личностном смысле. Еще раз напомню, что всякий мотив отвечает на вопрос – Что? Что мною движет? А личностный смысл отвечает на вопрос – ради чего? Личностный смысл это всегда отношение подчиненного мотива к мотиву ведущему и так по цепочке. Вопросы о смыслах побуждают человека к осознанию мотивов.
Отношение мотивов сверху вниз это подчиняющее отношение, а отношение мотивов снизу вверх выражается в личностных смыслах.
И последнее, но очень важное обстоятельство. Что составляет высшие этажи этой иерархии? Это важный момент потому, что высшие этажи сверху вниз задают все содержание мотивационной сферы. Правда они будучи управляющими пронизывают собой все содержание, вплоть до самых нижних этажей.
Высшие, устойчивые и обобщенные личностные смыслы называются личностными ценностями.
Ценности существуют в двух основных формах. Первая форма – это внешние социальные ценности. Итак, первая форма в которой существуют ценности это внешние социальные ценности. Здесь ценности являются элементами культуры. Они тоже имеют иерархическое строение и в разное время в разных культурах во главу угла выдвигаются определенные ценности.
Приведу пример. Наука была на верхних этажах системы социальных ценностей например в начале и в середине XX века. А во второй половине XX века произошло изменение и наука стала опускается по структуре социальных ценностей в разных странах. Это общемировая тенденция, занятия научной деятельностью стало не так престижно. Если вспомнить куда отправляли своих детей чиновники и партийные деятели советского времени, то нетрудно заметить, что большинство из них отправляли своих детей по научной стезе, потому что эта стезя высоко ценилась в то время.
Так можно наблюдать как перемещаются эти ценности. Например, ценности прагматические, извлечение практической пользы, в свое время эта ценность была достаточно невысока в иерархии социальных ценностей. А теперь она занимает одно из ведущих мест. Насколько ты практичен, насколько ты можешь извлечь практическую пользу из своей профессии? Это качество теперь обладает очень высокой социальной ценностью, которая ранее не обладала такими показателями.
Вторая форма существования ценностей – это внутренние, личностные ценности и они-то как раз представляют собой те самые лежащие во главе иерархии личностные смыслы. Понятно, что собственные, внутренние, личностные ценности мы черпаем из культуры, но наши личностные ценности не являются копированием культурных ценностей.
Несмотря на то, что личностные ценности связаны с социальными и берутся из культуры, тем не менее они выстраиваются совершенно в другом порядке. У каждого человека этот порядок свой индивидуальный. И на этом будет построена типология личности Эдуарда Шпрангера, которую я обязательно разберу в следующей статье.
Если при прочтении текста вам что-то откликнулось и кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на ваш случай, и вы хотели бы решить эту проблему, вы можете связаться со мной по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о беспокоящей ситуации, требующей профессиональной помощи.
Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно). В ходе предварительной консультации я пойму, смогу ли я вам помочь. Если вам проще написать письмо, вы можете отправить его на почту.
Прошу описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма не ограничен, я обязательно прочитаю его и отвечу.