sofofobia

Что такое софофобия. Как выявить это состояние?

Софофобия — это иррациональный навязчивый страх перед обучением. Его может вызывать все, что связано с учебой и получением знаний — учебные заведения, преподаватели, форма, мебель, какие-то конкретные учебные предметы или ученические принадлежности. В особо тяжелых случаях даже самообразование становится недоступно. Обычно отмечается у детей школьного возраста. Первоклассников пугает новая обстановка — люди, обстоятельства, обязанности. Это естественная реакция, и большинство детей преодолевает свои тревоги, справляется с трудностями и привыкает к новизне. Но если ребенок не достиг психологической готовности, определенной зрелости для этих жизненных перемен, затруднения превращаются в проблемы.  

sofofobia

За этой фобией стоят разные страхи: страх неудачи или отрицательной оценки, боязнь огорчить или потерять расположение значимых людей, страх конфликтов или неизвестности, боязнь перемен при переезде в другой город или чужую страну.

Сила проявлений софофобии варьирует от небольшой, почти незаметной окружающим тревоги до панических атак. С физиологической стороны при панических состояниях отмечаются учащенное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головная боль и головокружение, слабость, дрожание конечностей, чрезмерное потоотделение. 

Разнообразны психологические симптомы страха. Страдающие софофобией испытывают постоянное беспокойство и напряженность. Болезненные симптомы, реальные или симулированные, помогают избегать пугающих ситуаций.  Поэтому частые болезни должны заставить задуматься окружающих, не стоят ли за этим трудности в обучении и взаимодействии в учебном коллективе, страхи перед какими-то повторяющимися обстоятельствами. 

Софофобия вызывает ухудшение внимания, памяти и мышления, что еще больше осложняет процесс обучения и усиливает страхи. 

Вынужденная необходимость ежедневно сталкиваться с источником страхов провоцирует уныние, обреченность и депрессию. Без адекватной помощи ребенок от безысходности может дойти до суицида. 

sofofobia 

Как возникает софофобия?

Чтобы тревога или страх превратились в фобию, нужны определенные условия — сочетание внутренних и внешних предпосылок. Внешние причины условно можно разделить на три группы: отношения с родителями, со сверстниками и с преподавателями:

  • К особенностям воспитания, провоцирующим развитие страха перед учебой, относятся чрезмерная требовательность со стороны родителей, жесткая критика и физические наказания в случаях неудач, моральное подавление, когда родители навязывают дополнительные усиленные занятия по одному или ряду предметов. Возможен и другой сценарий — если родитель демонстрирует любовь и расположение только в случае успехов и лишает теплого отношения при неудачах. Учеба становится источником угрозы потерять любовь самых близких людей.
  • Жестокое отношение сверстников (буллинг) бывает вызвано низкой успеваемостью ученика. В этом случае ребенка высмеивают как неудачника. Но и одаренные дети испытывают издевательства одноклассников, которые из зависти устраивают им бойкот или террор. 
  • Еще одним вероятным фактором возникновения страхов перед учебой и учебными заведениями является непедагогическое, некорректное поведение учителей: оскорбления, унижения, публичная критика за низкую успеваемость, бестактные замечания.  Ученики, у которых и без этого отмечаются трудности в обучении, ежедневно сталкиваются с негативными эмоциональными переживаниями. Психотравмирующий эффект таких событий закрепляет негативное отношение к учебе в целом.

sofofobia 

У развивающейся фобии существуют внутренние основания — личностные особенности человека (тревожность, мнительность, чрезмерная впечатлительность) или некоторые психические и физиологические состояния (например, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)). 

 

Советы психолога — как помочь, когда есть страх перед обучением и учебными заведениями?

Софофобия требует комплексного лечения. Необходимо действовать сразу в нескольких направлениях — проводить коррекционную работу с тем, кто страдает этой фобией, с его ближайшим окружением — семьей и школьным коллективом. Важное условие преодоления страхов — атмосфера принятия, участия и поддержки в семье. Родителям следует отказаться от практики поощрения за успехи в учебе возможностью заниматься тем, что ребенка интересует. Пусть клубы и секции, где ребенок ощущает себя успешным, вдохновляют и поддерживают его в затруднительных учебных ситуациях. 

Хвалите ребенка даже при небольших достижениях и поддерживайте при неудачах и промахах.

Если нормализация взаимоотношений в коллективе невозможна, потребуется перевод в другой класс или школу, где к ребенку будут адекватно и доброжелательно относится. 

При переезде в другой город или страну, необходимо поддерживать контакт с оставшимися друзьями и товарищами, а также постараться выстроить добрые отношения с новым окружением. Не ограничиваться только кругом соучеников, но посещать клубы и секции по интересам, сделать свою жизнь многогранной. 

Воспоминания о прошлых победах, успехах поддерживают и придают сил для новых достижений.

Даже после окончания обучения в школе страхи способны сохранять свою силу, создавая большие затруднения в профессиональной и личной жизни. Если страх связан именно с учебой, он ограничивает возможности профессионального роста и самореализации. Если проблемы отмечались преимущественно во взаимодействии с коллективом, это может повториться и во взрослой жизни в рабочей обстановке. 

Поэтому важно не избегать пугающих ситуаций, а, заручившись поддержкой профессионала, начать работу с фобией.

sofofobia

Если вы уже замечаете у себя или своего ребенка симптомы софофобии, лучшим решением станет воспользоваться помощью компетентного психотерапевта, психолога-консультанта. Консультация Андрея Филиппова возможна в кабинете или в онлайн режиме. Специалист принимает с понедельника по пятницу с 10:00 до 20:00. Стоимость квалифицированной помощи приемлемая. Возможна оплата наличными и банковской картой. 

Обращайтесь сразу, как возникнет необходимость в грамотной психологической поддержке!