Софофобия — это иррациональный навязчивый страх перед обучением. Его может вызывать все, что связано с учебой и получением знаний — учебные заведения, преподаватели, форма, мебель, какие-то конкретные учебные предметы или ученические принадлежности. В особо тяжелых случаях даже самообразование становится недоступно. Обычно отмечается у детей школьного возраста. Первоклассников пугает новая обстановка — люди, обстоятельства, обязанности.
Это естественная реакция, и большинство детей преодолевает свои тревоги, справляется с трудностями и привыкает к новизне. Но если ребенок не достиг психологической готовности, определенной зрелости для этих жизненных перемен, затруднения превращаются в проблемы.
Что такое софофобия. Как выявить это состояние?
За этой фобией стоят разные страхи: страх неудачи или отрицательной оценки, боязнь огорчить или потерять расположение значимых людей, страх конфликтов или неизвестности, боязнь перемен при переезде в другой город или чужую страну. Сила проявлений софофобии варьирует от небольшой, почти незаметной окружающим тревоги до панических атак. С физиологической стороны при панических состояниях отмечаются учащенное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головная боль и головокружение, слабость, дрожание конечностей, чрезмерное потоотделение.
Разнообразны психологические симптомы страха. Страдающие софофобией испытывают постоянное беспокойство и напряженность. Болезненные симптомы, реальные или симулированные, помогают избегать пугающих ситуаций. Поэтому частые болезни должны заставить задуматься окружающих, не стоят ли за этим трудности в обучении и взаимодействии в учебном коллективе, страхи перед какими-то повторяющимися обстоятельствами.
Софофобия вызывает ухудшение внимания, памяти и мышления, что еще больше осложняет процесс обучения и усиливает страхи. Вынужденная необходимость ежедневно сталкиваться с источником страхов провоцирует уныние, обреченность и депрессию. Без адекватной помощи ребенок от безысходности может дойти до суицида.
Как возникает софофобия?
Чтобы тревога или страх превратились в фобию, нужны определенные условия — сочетание внутренних и внешних предпосылок. Внешние причины условно можно разделить на три группы: отношения с родителями, со сверстниками и с преподавателями:
- К особенностям воспитания, провоцирующим развитие страха перед учебой, относятся чрезмерная требовательность со стороны родителей, жесткая критика и физические наказания в случаях неудач, моральное подавление, когда родители навязывают дополнительные усиленные занятия по одному или ряду предметов. Возможен и другой сценарий — если родитель демонстрирует любовь и расположение только в случае успехов и лишает теплого отношения при неудачах. Учеба становится источником угрозы потерять любовь самых близких людей.
- Жестокое отношение сверстников (буллинг) бывает вызвано низкой успеваемостью ученика. В этом случае ребенка высмеивают как неудачника. Но и одаренные дети испытывают издевательства одноклассников, которые из зависти устраивают им бойкот или террор.
- Еще одним вероятным фактором возникновения страхов перед учебой и учебными заведениями является непедагогическое, некорректное поведение учителей: оскорбления, унижения, публичная критика за низкую успеваемость, бестактные замечания. Ученики, у которых и без этого отмечаются трудности в обучении, ежедневно сталкиваются с негативными эмоциональными переживаниями. Психотравмирующий эффект таких событий закрепляет негативное отношение к учебе в целом.
У развивающейся фобии существуют внутренние основания — личностные особенности человека (тревожность, мнительность, чрезмерная впечатлительность) или некоторые психические и физиологические состояния (например, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)).
Советы психолога — как помочь, когда есть страх перед обучением и учебными заведениями?
Софофобия требует комплексного лечения. Необходимо действовать сразу в нескольких направлениях — проводить коррекционную работу с тем, кто страдает этой фобией, с его ближайшим окружением — семьей и школьным коллективом. Важное условие преодоления страхов — атмосфера принятия, участия и поддержки в семье. Родителям следует отказаться от практики поощрения за успехи в учебе возможностью заниматься тем, что ребенка интересует. Пусть клубы и секции, где ребенок ощущает себя успешным, вдохновляют и поддерживают его в затруднительных учебных ситуациях. Самый эффективный подход для решения проблемы – Психоанализ, психоаналитическая терапия.
Если нормализация взаимоотношений в коллективе невозможна, потребуется перевод в другой класс или школу, где к ребенку будут адекватно и доброжелательно относится. При переезде в другой город или страну, необходимо поддерживать контакт с оставшимися друзьями и товарищами, а также постараться выстроить добрые отношения с новым окружением. Не ограничиваться только кругом соучеников, но посещать клубы и секции по интересам, сделать свою жизнь многогранной. Воспоминания о прошлых победах, успехах поддерживают и придают сил для новых достижений.
Даже после окончания обучения в школе страхи способны сохранять свою силу, создавая большие затруднения в профессиональной и личной жизни. Если страх связан именно с учебой, он ограничивает возможности профессионального роста и самореализации. Если проблемы отмечались преимущественно во взаимодействии с коллективом, это может повториться и во взрослой жизни в рабочей обстановке. Поэтому важно не избегать пугающих ситуаций, а, заручившись поддержкой профессионала, начать работу с фобией.
Если при прочтении текста вам что-то откликнулось и кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на ваш случай, и вы хотели бы решить эту проблему, вы можете связаться со мной по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о беспокоящей ситуации, требующей профессиональной помощи.
Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно). В ходе предварительной консультации я пойму, смогу ли я вам помочь. Если вам проще написать письмо, вы можете отправить его на почту.
Прошу описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма не ограничен, я обязательно прочитаю его и отвечу.