isteriya

Читать (Истерия часть 6)

Соматическая регрессия

Я продолжаю говорить об истерии и начну с конверсионных симптомов, а именно с того, как происходит соматическая регрессия. Для этого я обращусь к книге Клода Смаджи, которая называется "Оператуарная жизнь". Сегодня разберём современный взгляд на истерию. В этой книге Клод Смаджа говорит о двух видах регрессии, о соматической регрессии и про психосоматическую дезорганизацию. Конверсионные симптомы связанные с истерии относится к соматической регрессии. И конечно мы вспомним о том, что поэтому вопросу писал Фрейд в своем случае Доры и это соматическая встреченность, потому что с точки зрения Фрейда, для того чтобы развивались конверсионные симптомы в теле должно быть что-то такое, что готово было принять и организовать этот симптом, то есть должна быть соматическая встреченность.

Соматическая встреченность это термин Фрейда. Соответственно с точки зрения Клода Смаджи, а он в первую очередь обращается к концепции Фрейда, речь идёт о мнестических символах конвертированных в тело и поддерживающие те бессознательные фантазмы, в которых участвует бисексуальность субъекта. То есть, в первую очередь речь идёт о том, что существуют мнестические следы или мнестические символы. Мнестические  означает – связанные с памятью, соответственно ткань психическое матери ткётся в результате образования мнестических следов. Эти следы могут вытесняться в бессознательное или могут конвертироваться в телесные симптомы, а фантазмы вытесняются в бессознательное, то есть происходит такое расщепления. Разъединяется репрезентация и аффект, репрезентация уходит в бессознательное, аффект конвертируется в соматический симптом. Отсюда название конверсионная истерия, потому что происходит превращение аффекта в телесный симптом.

Второй момент который подчеркивает Клод Смаджа это психическая бисексуальность субъекта и проблематика бисексуальности имеет отношение к любому неврозу, потому что когда мы работаем с невротическим пациентом с невротической проблематикой, мы всегда сталкиваемся с бисексуальностью. То есть, речь идет как о женской таки о мужской идентификации. И когда мы говорили о генитальности, мы говорили о том, что есть прямой эдип и инвертированный. В результате прямого эдипа происходит идентификация с родителем своего пола, а в результате инвертированного эдипа с родителем противоположного пола. С клинической точки зрения данные телесные симптомы не сопровождаются тревогой, потому что есть другое понятие – фобический невроз истерия страха, о которой Фрейд пишет в случае маленького Ганса.

Истерия с точки зрения метапсихологии

Продолжая рассуждать на тему конверсионной истерии Клод Смаджа говорит о метапсихологическом подходе или метапсихологической точке зрения. С метапсихологической точки зрения необходимо определенное количество психических условий для формирования истерических симптомов, то есть существует определенное  психическое развитие, которое приводит к невротической структуре. Первое на что обращает внимание автор это существование постэдипового Сверх-Я, существующего относительно законченной эдиповой организации с динамическим бессознательным и способного к символизации. Здесь мы находимся в концепции Фрейда, где с точки его зрения наследником эдипова комплекса является формирование Сверх-Я. Получается, что Сверх-Я у субъекта возникает в 5-6 лет. То есть, до этого с точки зрения Фрейда Сверх-Я еще не сформировано или оно не очень зрелое, а вот постэдипальное Сверх-Я это уже зрелая инстанция. Что это значит зрелое Сверх-Я, это инстанция где есть запрет на инцест. Где запрет на инцест интегрирован в психическое и здесь присутствует эдипальная триангуляция, где есть три субъекта в отношениях – мать, отец и ребенок. Эти три субъекта все разные. Эдипальная триангуляция является частью психической структуры именно на ней основываются генитальные отношения и постэдипальное Сверх-Я потому, что если субъект в результате осуществления своих желаний и фантазий или в реальности, а речь идет об инцестуозных желаниях, нарушает запрет, то тогда у него возникает чувство вины.

Второй момент, который связан с метапсихологией это существование законченной эдиповой организации, создание эдипальной триангуляции. Получается, что эдипальная триангуляция является основой структурирования по невротическому типу, а с другой стороны она должна быть интегрирована в психическое. Если эта эдипальная структура не интегрирована в психическое, тогда мы имеем дело с билатеральной триангуляцией, где вроде бы существуют три объекта, но отношения с отцовским и материнским объектами тождественны, они одинаковы, они принципиально не отличаются, поэтому такие отношения мы называем псевдоэдипальными и они часто встречаются в случае пограничной организации. Они связаны с преждевременным созреванием, преждевременным развитием, когда субъект раньше времени сталкивается с эдипальной проблематикой, которая его пугает.

 

Динамическое бессознательное

Здесь возникает вопрос, что же такое динамическое бессознательное? Динамическое то есть подвижное бессознательное, бессознательное в котором происходят какие-то процессы, и в частности признаком такого динамического бессознательного является сновидческая активность, то есть если субъект видит сны то это может являться примером динамического бессознательного. Потому что сновидения позволяют возвращаться бессознательному в галлюцинаторной активности в виде сновидений и в последующем это все может также вытесняется обратно в бессознательное.

Также, динамическое бессознательное означает что в нём проходит своя работа. Субъекты которые мало металлизированные у низ бессознательное менее динамическое, оно не развивается и это связано с тем, что тогда субъект боится своей внутрипсихической жизни своих бессознательных процессов. И очень важный момент о котором говорит Клод Смаджа это способность к символизации. Мы говорили уже немного о символизации и говорили о том, что существует представление о вещи и вербальное представление, то есть представление о вещи это образы. Когда мы видим сновидения это первичный уровень символизации, когда мы видим некоторые образы. Когда мы рассказываем сновидения, по сути мы начинаем вторичный уровень символизации. Потому что мы облекаем в слова то, что мы увидели. А уже переработка связана с тем, что мы даем ассоциации к сновидениям. Мы их не просто рассказываем а ещё ассоциируем, пытаемся понять конфликт который связан с этими сновидениям и таким образом проводим как бы переработку. Начало процесса переработки происходит еще в момент когда мы видим сновидения. 

 

      Признаки соматизации при истерии:

 

  • Доброкачественная соматизация, она индивидуальна и обратима. Это зависит от субъективной истории пациента;

  • Так или иначе соматизация связана с сепарационной тревогой, процессом разделения и невозможностью проделать работу горя;

  • Соматизация вызывает травматическое состояние, которое будет активировать старые нарциссические раны, а с другой стороны провоцирует торможение, застывание психического функционирования в частности функционирования предсознательного субъекта. Невозможность психической переработки связано с застыванием в области предсознательного, по первой модели психического аппарата;

  • Механизм соматической регрессии. Всегда в основе травмы лежит нарциссическая рана, она влечет за собой кратковременную утрату нарциссического либидо в недрах предсознательного или бессознательного. Но именно это нарциссическое либидо представляет собой энергию, благодаря которой могут осуществляться перемещения между репрезентациями в рамках предсознательного. В данном случае речь идет о психической энергии. Вместо временного ослабления работы по связыванию влечений психический аппарат начинает использовать повторения, чтобы обуздать избыток травматического возбуждения. То есть, происходит навязчивое повторение, то что находится по ту сторону принципа удовольствия;

  • Получается, что нарциссическая рана связана с избытком либидо с перевозбуждением, которое приходится как-то связывать. Это перевозбуждение связывается в теле, телесным симптомом. При такой конъюнктуре объектное либидо не использованное в психическом плане будет возвращаться назад к своим соматическим истокам;

  • Следствием процесса соматической регрессии является наложение анормального количества либидо на определённые органы, неизбежно ведущие к физиологической дисфункции. То есть, это перевозбуждение приводит к физиологической дисфункции. В первую очередь мы сталкиваемся не с заболеванием как с таковым, а с физиологическими расстройствами. К таким расстройствам можно отнести вегетососудистую дистонию, дискинезию желчных выводящих путей, синдром раздраженного кишечника, которые связаны с агрессией. Получается, что тело берет на себя избыточное количество либидо. То есть, процесс соматизации через соматическую регрессию направлен на сохранение либидо. Получается двойная функция этого процесса, с одной стороны канализация либидо, снижение уровня психического возбуждения и в то же время тело сохраняет либидо в теле. Поэтому это очень важная вещь. То же самое можно сказать и про соматическую дезорганизацию, она тоже носит тот же характер. Это последний бастион удержать либидо субъекта в организме через соматическую болезнь. Соматизация возникающая в результате такого психического движения, речь идет о соматической регрессии, протекает мягко незаметно и типично для всех людей. В сохранении либидо участвуют два параметра:

 

  • Количественный параметр, степень тяжести нарциссической раны спровоцированной в травматическом состоянии, будет определять консервирующий и обратимый характер либидо. Чем больше нарциссическая рана тем более консервируется либидо и тем сложнее добраться до проблематики и переработать это. В первую очередь речь идет о количестве энергии;

  • Временной параметр. Кратковременность регрессии позволяет либидинальным инвестициям не только сохраниться, но также реставрироваться. А если это длится долго, то будет происходить истощение. Психические условия определяющие движение соматической регрессии приводят к том, что Пьер Марти называл иррегулярностью ментального функционирования большинства людей. То есть, речь идет о том, что мы не роботы и что наше психическое функционирование постоянно меняется и даже в течение одного дня. В одно время наше функционирование может быть более или менее связанным. Поэтому способность перерабатывать конфликты может быть разной. Что может влиять на возникновение соматизации. Соматические симптомы могут быть очень разными их можно разделять на пароксизмальные явления, то есть это разные подергивания в мышечном аппарате, большие припадки, приступы внезапного возбуждения и внезапные обмороки через тетанию и спазмофилию, нарколепсия и расстройства неврологического типа;

  • Проявления психического порядка, если они сосуществуют с соматическими симптомами чаще всего самодостаточны и к тому же они более частые, чем классические явления конверсии. К тому же всегда было желание противопоставить соматической конверсии психические симптомы. В реальности эти психические симптомы остаются преимущественно телесными событиями ускользающими от своего творца и таким образом они тоже должны рассматриваться как настоящие соматические конверсии.

  

 

Психические симптомы истерии (эквиваленты истерической конверсии)

 

Стремление соблазнить и аффективная (эмоциональная) ненасытность. Это означает потребность привлечения к себе внимания, эгоцентризм, аффективная зависимость, неумение контролировать эмоции, кокетство, провокативность, эротизация отношений. То есть, аффективная торопливость стремящаяся сократить дистанцию с другим. Но в реальности это мистификация, ибо это сближение не может переживаться долго, минимальный отклик сразу же влечет за собой разрыв и неудержимое бегство. С одной стороны существует желание привлечь к себе внимание, а с другой стороны страх этого внимания. Аффективная ненасытность говорит о сильной потребности в эмоциональном инвестировании. В первую очередь это связано с оральной либидинальной стадией, симбиотическими отношениями с матерью и нехваткой инвестиций со стороны матери, отсюда потребность привлечь к себе внимание. Обязательным элементом истерической структуры является бисексуальность. Проблематика истерических личностей всегда крутится вокруг собственной сексуальности и отношений с объектом.

Бегство или амнезия, характеризуют второй тип симптомов. Амнезия слов, которые истерик хочет произнести и тут же забывает. Бегство по средствам обморока или истощения и бегство в сон. То есть, она соблазняет и убегает.

 

Важную роль играет оральная фиксация, выражающаяся в глубокой зависимости, токсикофилии, отыгрываниях, депрессивных и суицидальных тенденциях. Глубокая зависимость подразумевается от объекта. Эта зависимость связана с недостаточной сепарацией с матерью и зависимостью от материнского объекта и потребность в материнской любви. Токсикофилия это алкоголь и наркотики. Подавленность и депрессивное состояние и здесь надо вспомнить случай с Дорой, где она оставляет записку о том, что хочет покончить жизнь самоубийством. Но как правило у истеричек суицидальность связана с инсценированием, они все организуют таким образом, чтобы их спасли и все это направлено не на то, чтобы себя убить, а чтобы привлечь к себе внимание.

Либидинальные агрессивные импульсы приобретают смысл благодаря фантазиям, при этом возникает угроза аффективного усиления влечения, которое вынуждено искать прибежище в симптомах. Аффективная булимия эротизация страха и наказания со стороны Сверх-Я. То есть, с одной стороны есть много фантазий, а с другой стороны есть большое перевозбуждение. И отсюда эти фантазии могут провоцировать аффективную булимию. Истеричка как бы сама себя перевозбуждает этими фантазиями.

 

Важный момент – неудовлетворительная интроекция материнского объекта по Фэйрбейрну. Удовлетворительные материнские послания интегрируются в центральное Я, которое является основой будущих эдиповых идентификаций. Неудовлетворительные интроекции остаются на поверхности Я, формируя нечто вроде нервного расстройства, одновременно возбуждающего и отвергающего, что и является главной чертой истерического страдания. Одновременное соблазнение и отвержение – амбивалентность. Это называется привлекательная соблазненность, истерическая личность соблазняет и потом убегает.

Расщепление примитивного Я проявляется слабовыраженно в очаровательном безразличии истерика по отношению к своим симптомам и поведению. То есть, когда истерическая личность соблазняет, она не ведает что соблазняет. Она делает все, чтобы быть соблазнительной, но потом говорит это не я соблазняю это меня соблазняют. В этом и заключается расщепление примитивной части и относится это к неудовлетворительной интроекции материнского объекта. Истерики мучаются потому, что это связано с неинтегрированностью собственных сексуальных желаний и влечений. В этом-то и заключается конфликт истерика, он хочет реализовать эти желания, но очень сильно их же боится.       

 

Сексуальность истерика чрезвычайно оральна, а его оральность чрезвычайно генитальна. Это происходит с ним по причине преждевременной генитальной сексуальности. То есть, соблазнение может приводить к преждевременности. Путь к генитальности у истерика прегражден последствиями раннего травматизма, отсюда частичная неудача достижения эдипа. Эта неудача влечет вытеснение остатков содержания травматических аффектов, регрессию к уязвленному нарциссизму сочетающуюся со сгущением и за всем этим следует новая попытка прорыва генитальности. То есть, речь идет о том, что проблематика генитальная, а язык реализации оральный и фаллический. Поэтому получается есть символизация, есть генитальная проблематика, но ранняя травматизация не дает возможности реализовать это генитальным образом, поэтому происходит регресс. Поэтому здесь так уязвим нарциссизм и у истерических пациентов мы всегда сталкиваемся с нарциссической проблематикой.

Андре Грин говорит о том, что коренной конфликт истерика кроется в его неспособности через свой сексуальный опыт провести связь с новым объектом, имеющим фаллическое значение в соответствии сохранения объектной родительской любви. В истерии новые катексисы грозят разрушить старые, инфантильная сексуальность легко уязвима в силу совсем не подготовленного вторжения и импульсов влечения в Я. То есть, получается что когда истерик сталкивается со своими сексуальными желаниями его Я испытывает неудовольствие, оно от них защищается, из-за того, что они не интегрированы.

Почему не интегрированы? Желания неинтегрированы потому, что в нормальном развитии должны быть нежность, забота, ласка, любовь, которые связаны с оральностью и они должны быть в подростковый период интегрированы с сексуальностью, они должны соединиться и тогда сексуальные влечения будут интегрированы. Но так как была нехватка на оральной стадии материнской любви, что заставило истерика обратится к любви отца, потому что любовь матери была недостаточной, а отец был соблазняющим и вместо материнской любви он дал преждевременное соблазнение. То эта нежная часть не могла быть интегрирована с сексуальностью и возник конфликт внутри субъекта. И этот конфликт не дает возможности интегрировать новые объектные отношения. В этом и проблема.

В чем состоит нормальная, генитальная любви – в случае генитальной любви субъект принимает в расчёт чувства и желания партнера и субъект понимает, что желания другого отличны и он с ними считается. Это основной постулат генитальной любви. С точки зрения Фрейда это и есть истинная любовь! Все остальные виды любви они прегенитальные и незрелые. Все они нарциссические и собственнические. Что оральная любовь потребность в слиянии с объектом, что анальная любовь где любовь и садизм перемешены и где нет разницы в любви и агрессии к объекту и главным является власть над объектом. В случае фаллической любви, там где нарциссизм – красивая оболочка является главным, которая оказывается пустой внутри. Внешне картинка красивая, а внутри пустота.

Поэтому в случае здоровой любви речь идет не о заботе, а о партнерстве. Чтобы объект принимали в расчет со своими потребностями и в этом и состоит забота, которая отличается от заботы маленького ребенка, который хочет чтобы за ним ухаживали.

 

Критерии истерических видов:

 

  • Способность поддерживать базовое доверие при отсутствии немедленного удовлетворения. То есть, это мазохизм жизнь – способность терпеть, а базовое доверие это способность доверять аналитику и терпеть фрустрацию аналитического кадра;

  • Способность удерживать различия между объектом и самостью в отсутствии необходимого объекта. То есть, это способность переживать разлуку и опираться на внутренний объект;

  • Потенциальная способность принимать ограничения реальности.

 

       Классификация:

 

Хорошая истеричка – молодая женщина прошедшая пубертат, получившая образование, девственница или женщина с неудовлетворенной сексуальной жизнью, но не фригидная. В случае замужества она не способна полностью отдаваться семейной жизни, а однако в других сферах, например в учебе, может демонстрировать успехи. Что показывает ее фалличность. Прибегает к анализу, когда понимает, что причина ее страдания находится внутри, а не вовне. Только невротическая организация или пограничная близкая к невротической идентифицируют свой конфликт как внутренний конфликт, потому что люди с другими структурами видят конфликт вовне.

 

Потенциально хорошая истеричка – более разнообразная группа, в основном женщины этой группы моложе чем в предыдущей и более незрелые. Они менее успешны в учебе и карьере. Основную проблему при обращении к психоанализу представляет начало, когда могут возникнуть сильная регрессия, препятствующая созданию рабочего альянса или проблемы со здоровьем. Если данные проблемы будут преодолены, то анализ может быть успешен. То есть, эта группа похожа на пограничную, но ближе к невротической. Здесь уже опасность в том, что такие субъекты с трудом устанавливают рабочий альянс, они очень боятся отношений с объектом. Тогда понятно, что основной их конфликт в области отношений с объектом. Если удается установить хорошие объектные отношения в переносе и контрпереносе, то такой анализ тоже может быть успешным. Сильно страдает проблематика достижений, которая связана с анальной стадией в плане структуры, потому что способность хорошо структурировать материал является достижением анальной стадии. И фалличность в этом случае у этих субъектов тоже не очень развита.

 

Так называемая хорошая истеричка – депрессивные пациентки с патологией характера, ресурсы которых никогда не были мобилизованы для преодоления жизненных кризисов. Низкая самооценка, отказ от женственности, пассивность и обесценивание. Здесь уже чувствуется отдаленное наличие анаклитической депрессии. Это уже пограничная организация ближе к психотической. Не смотря на вышеперечисленные трудности это привлекательные женщины у которых структура скрывается за истерическими защитами, организованными вокруг личного соблазнения и личного очарования. Здесь сексуализация призвана активировать влечение к жизни и таким образом она является защитой от депрессии. И тогда мы видим истерический фасад – эротизацию и сексуализацию, но в глубине в ядре находится тяжелая меланхолия.

Они позднее прибегают к психоанализу имея серьёзные нарушения функции эго – это проблема идентичности. В анализе они сразу обнаруживают депрессивную структуру, демонстрируя пассивность и сильную зависимость от аналитика. Анализ может превратится в бесконечный. Пока такие субъекты сексуально привлекательны и фертильны их защиты могут срабатывать, а вот с возрастом, когда они сталкиваются с климаксом с проблемой старения и утраты своей женской привлекательности, то тогда они могут попасть в тяжелейшую меланхолию.

 

Неисправимая так называемая хорошая истеричка – кажущаяся генитальной псевдоэдипальная структура, они демонстрируют неспособность воспринимать и выносить саму ситуацию триангуляции. Только диадические или монадные отношения, это очень важный момент. Потому что основой невротической структуры является эдипальная триангуляция. В их истории обнаруживается отсутствие или потеря одного из родителей в первые четыре года жизни. Тяжело больные родители с неудавшимся браком. То есть, нет триангуляции и это тяжелая история. Здесь речь идет не о физическом присутствии триангуляции, а о психическом, о том, что в психике нет третьего. Быстроразвивающийся перенос превращается в интенсивную сексуализацию с потребностью получить реальное удовлетворение это называется психотический перенос. Неспособность различать внутреннюю и внешнюю реальность, они не могут создать рабочий альянс. Психотический перенос по-другому называется эротизированны перенос и отличие эротизированного переноса от эротического состоит в том, что в случае эротического переноса он может быть переработан. Это любовь к аналитику, которая возникает в процессе работы практически у любого пациента и это нормально. Потому что есть невроз переноса и аналитики выступают в качестве первичных объектов и поэтому эта любовь всегда есть. Но она может быть легко переработана, потому что аналитики работают в ситуации как бы если бы, а здесь требуется непосредственно реальное удовлетворение. Прекрасным примером может служить случай Анны О, которая кричала, что у нее скоро будет ребенок от доктора Б. Эротизированный перенос переработать невозможно и в момент его возникновения работа психоаналитическая заканчивается. 

 

Истерическая первосцена ( Жаклин Шаффер)

 

Истерик остается фиксированным на эдиповом конфликте, на страхе дифференциации полов. На страхе кастрации и застывает на границах уровня дифференциации женственности и мужественности. Истерик провоцирует и срывает дифференциацию полов. Все его возбуждение и страстный поиск направлены на загадку дифференциации полов, гетеросексуальных отношений и на секрет генитального желания. Чувство что там происходит что-то, что от него ускользает, чему он не может придать смысл, возбуждение которое он от этого испытывает, его болезненное чувство исключенности из этого провоцирует в нем нестерпимую ненависть к первосцене. Здесь Жаклин Шаффер подчеркивает ненависть к первосцене, а это атака на родительскую пару.

 

Истерия сталкивается с испытанием на дифференциацию полов и с трудностью интеграции женского, которое может определять только в качестве отсутствия полового органа или кастрированного полового органа. Она является обострением того, что конфликт с дифференциацией полов приписывают женскому. То есть, в данном случае речь идет о том, что субъект находится в парадигме фаллически кастрированного не доходя до понимания разницы женского и мужского. То есть, принятие женского в данном случае мужчинами это есть работа женского, которая очень трудна. Истерические капризы у мужчин свидетельствуют о конфликте женской идентификации с женщиной или матерью, которая не может быть разрешена только психическим путем.