narcissizm

С одной стороны речь идет о мифическом герое, именем которого названа данная проблематика, а с другой стороны речь идет о том, что все мы, независимо от нашей структуры, независимо от того, насколько мы внутри себя связаны, мы все имеем дело с проблематикой нарциссизма. Тогда возникает вопрос. Что такое нарциссизм?

Здоровый нарциссизм связан с тем, что мы знаем себе цену. Мы понимаем, что мы ценны сами по себе и мы уникальны не потому что мы лучше других, а мы уникальны самим правом, что мы индивидуальные. И другого такого человека на свете нет. Независимо от того, чего мы достигли и чего мы стоим. Безусловная любовь, которую индивид получил в детстве, позволяет ему считать себя уникальным, особенным и любимым. Нарциссизм связан со здоровой частью, где мы испытываем чувство собственного достоинства, мы знаем себе цену. Но существует и вторая сторона, с которой связан нарциссизм. Существует вторая сторона, которая связана с какой-то нехваткой, дефицитарностью, которая должна быть как-то компенсирована другими. Другие люди должны нас хвалить, показывать какие мы хорошие. Они должны быть похожи на нас, чтобы как-то отражать нас, зеркалить, чтобы быть ценными для нас. Даже бывают ситуации в которых мы за других проживаем свою жизнь, потому что мы не можем быть в контакте со своими чувствами. Но когда мы проецируем эти чувства на другого, когда мы видим эти чувства в другом или какие-то качества, то тогда мы можем с ними иметь дело. Как будто нарциссический двойник дает возможность взять дистанцию со своими переживаниями.   

В этой проблематике возникает понятие – аутоэротизм. Аутоэротизм – это любовь к себе, которая носит как правило телесный характер и связана с телесными потребностями, например с мастурбацией или инвестированием своего тела различными телесными потребностями. По Фрейду аутоэротизм возникает изначально, следом за ним у человека возникает первичный нарциссизм и уже потом вторичный нарциссизм. Если придерживаться концепции Андре Грина, то для возникновения аутоэротизма необходим объект, который будет любить младенца (субъект) и надо чтобы субъект был отражен в глазах другого. И первичный объект, кто отражает младенца в своих глазах это мать. И от того как мать любит своего ребенка и зависит первичный нарциссизм ребенка и соответственно аутоэротизм. Получается, что объект запускает первичный нарциссизм у субъекта и аутоэротизм. И способность взрослого человека позаботится о себе напрямую зависит от того, какую любовь на первом году жизни получал младенец.

narcissizm

 

Что такое внутренняя и внешняя реальность в психоанализе?

Есть некая внешняя реальность, которая существует независимо от нас данная нам в ощущении. Получается, что она существует, но эту реальность каждый из нас воспринимает по-своему. Например: на лекции присутствует какое-то количество людей и все слушают одну и ту же лекцию. Но если попросить каждого участника описать, что здесь происходит, то каждый опишет эту реальность по-своему, индивидуально. То есть получается, что нас с одной стороны объединяет эта внешняя реальность, а с другой стороны мы ее чувствуем, воспринимаем и интегрируем внутрь и создаем репрезентации каждый по-своему. Каждый из участников даст своё уникальное описание того, что происходит на лекции. Но в этих описаниях что-то может перекликаться, пересекаться. Следовательно, мы имеем дело непосредственно с внешней реальностью и друг с другом, а имеем дело с нашими представлениями о реальности и с нашими представлениями друг о друге. То есть, в контексте нарциссизма можно сказать, что мы имеем отношение с другими, имеем отношение с самими собой. Потому, что наши представления сугубо наши.

Поэтому получается, что психоаналитику не так важна внешняя реальность, как внутрипсихическая. А что больше всего интересует аналитика в этой внутрипсихической реальности? Аналитика больше всего волнует: переживания, эмоции, чувства, фантазии, конфликты, опыт переживания, восприятие себя, отношение с другими объектами. То есть, внутри психики каждого человека существуют объекты. Что это за объекты? В первую очередь это представления о первичных объектах, которые складируются внутри человека. Оказывается, что мы имеем отношение не только друг с другом, а мы также имеем отношения с внутренними объектами. Эти объекты возникают посредством переживания опыта. И эти объекты связаны с идентификацией субъекта.

И первичная идентификация – это инкорпорация. Инкорпорация – поглощение целиком внутрь объекта, то есть мы все съели своих матерей. У всех нас, без исключения, первичные объекты (матери) инкорпорированы. И у нас есть эта первичная идентификация с матерями в целостном виде. Только так младенец способен идентифицироваться с матерью. Для того, чтобы у младенца была идентификация с матерью между ними возникает такой феномен как проективная идентификация. Мать как бы угадывает, что надо ее младенцу посредствам этого явления, но только в том случае, если она настроена на своего ребенка. Точно также работает психотерапевт, он чувствует и понимает, что нужно клиенту посредством проективной идентификации. И соответственно у него в контрпереносе возникают какие-то фантазии, чувства, даже какие-то телесные ощущения. Все это благодаря проективной идентификации.

Следующее явление идентификации это – имитация. Имитация сначала помогает внешне воспроизвести то, что делают другие люди, а потом только взять это внутрь. И это может увидеть психоаналитик у своих клиентов. Например, клиент может сделать точно такую же прическу как у аналитика или надеть что-то сильно похожее из одежды. Имитация очень важный этап для каждого ребенка, который позволяет воспроизвести, а потом включить внутрь, внешние особенности своих родителей.

narcissizm

И конечно самая зрелая идентификация, которая возникает в процессе развития это вторичная идентификация. Вторичная идентификация как раз и позволяет нам создавать внутренние объекты. То есть, мы в случае этой идентификации уже не заглатываем объект целиком, мы его не имитируем, нам это уже не нужно. Мы выделяем самые привлекательные качества в объекте и идентифицируемся с этими качествами, с этими способностями. И уже это создает у нас внутри представление о внутреннем объекте, с которым мы хотим идентифицироваться.

Какую функцию можно получить посредством вторичной идентификации? Например, материнскую функцию заботы, так как мать заботилась о ребенке, этот ребенок когда становится взрослым также может позаботится о себе. Вовремя пойти к врачу, заботится о своем жилье, о своей одежде, своем образе жизни. Соответственно, когда у него будут свои дети, он сможет о них позаботится. Или функция закона отца, когда отец вводит правила. Основное правило с точки зрения эдиповой истории это запрет на инцест. Все другие законы отца подпадают под этот закон. Соответственно человек может идентифицироваться с этим законом. Тогда вопрос, как будет происходить эта идентификация?

Когда мы совершаем какие-то поступки, у нас внутри есть представления хорошо это или нет. Хорошо мы поступаем или плохо! Вот это представление как мы поступаем и есть наша идентификация с функцией закона. Потому, что можно попасться или не попасться, нас могут судить или не судить. Но внутри себя каждый из нас всегда знает, хорошо он поступает или плохо, это и есть вторичная идентификация. Поэтому человек может испытывать вину или стыд, за свои действия, на основании внутреннего закона, мерила. За эту идентификацию с законом отвечает внутрипсихическая инстанция “Сверх Я

narcissizm