teorii_vlecheniya

Тень смерти вокруг З. Фрейда (Читая Фрейда, Жан-Мишель Кинодо, 2004)

                                                         

Смерть дочери Софии, от испанки, беременной 3 ребёнком. В двадцатом году была огромная пандемия гриппа, который называли Испанкой и в тот момент умерло много миллионов человек. Среди других мрачных забот этой эпохи надо отметить мысли Фрейда о его собственной смерти. Основываясь на суеверии, - повторении цифры 62 в различные периоды его жизни, - он некоторое время был убеждён, что умрет в 1918 или 1919 году, когда достигнет возраста 62 лет. Здесь видно, что и Фрейд был не чужд магическому мышлению.                              

                                              

 По ту сторону принципа удовольствия (1920)

                                                          

... в душе существует устойчивая тенденция к проявлению принципа удовольствия, которой, однако, противостоят некие другие силы или условия, а потому конечный результат не всегда может соответствовать тенденции к удовольствию.

Первый случай такого торможения принципа удовольствия известен нам как закономерный. ... Под влиянием влечений Я к самосохранению он сменяется принципом реальности, который не оставляя конечной цели достижения удовольствия, все же предполагает и осуществляет отсрочку удовлетворения, отказ от различных возможностей такового и допущение на какое-то время неудовольствия на длинном окольном пути к удовольствию. То есть, получается, что принцип реальности призван отсрочить удовольствие. Способность руководствоваться принципом реальности и возможностью отсрочить свое удовольствие в попытке найти наилучший способ разрядки или получения удовольствия, называется – мазохизмом жизни. То есть, терпеть неудовольствие некоторое время. Оказывается существует возможность терпеть неудовольствие какое-то время. С этого начинается идея работы Фрейда “По ту сторону принципа удовольствия” в которой Фрейд пытается понять, что же находится по ту сторону принципа удовольствия. 

Другой, не менее закономерный источник неудовольствия - это конфликты и расщепления в душевном аппарате в то время, когда Я совершает своё развитие до более сложных форм организации. Почти вся энергия, наполняющая этот аппарат, происходит от привнесенных импульсов влечений, но не все они допускаются на одинаковые фазы развития. Вместе с тем, отдельные влечения или компоненты влечений по своим целям или требованиям постоянно оказываются несовместимыми с остальными и не могут объединиться во всеобъемлющее единство Я. В таком случае в результате процесса вытеснения они отделяются от этого единства, задерживаются на низших ступенях психического развития и прежде всего отсекаются от возможности удовлетворения (здесь речь идет о первично вытесненных и фиксированных репрезентациях). Если затем им удаётся - а это очень легко происходит с вытесненными сексуальными влечениями - окольными путями достичь непосредственного или замещающего удовлетворения, то этот результат, который обычно представляет собой возможность для получения удовольствия, воспринимается как неудовольствие. ... всякое невротическое неудовольствие подобного рода - это удовольствие, которое не может ощущаться как таковое. Ранее я рассказывал об этом механизме Я, когда инфантильное удовольствие вытесняется в бессознательное, а Я воспринимает это как неудовольствие.

 

О неудовольствии

                                                          

... неудовольствие, которое мы чаще всего испытываем, - это неудовольствие, связанное с восприятием. Либо восприятие напора неудовлетворенных влечений, либо внешнее восприятие, каким бы оно ни было мучительным само по себе или вызывающим в душевном аппарате неприятные ожидания, которые расцениваются им как «опасность». Получается, что неудовольствие связано в нас с собственными желаниями, которые будят в нас сильную тревогу. Такая тревога, связанная с тем, что у нас есть какие-то темные желания. Желания не интегрированные воспринимаются как опасные, с ними не хочется иметь дело и хочется держаться от них подальше.

 

 

Травматические неврозы

                                                          

... в обычном травматическом неврозе выделяют две особенности:

                                                          

Во-первых, основное значение в этиологии, по-видимому, приходилось на момент неожиданности, испуга. Здесь можно вспомнить феномен ПТСР после вьетнамской войны у военных американцев. Но Фрейд ссылается на первую мировую войну и обращает внимание на интересный факт того, что у военных получивших психические травмы совместно с физическими не развивается невроз;

во-вторых, одновременно полученное повреждение или ранение чаще всего противодействовало возникновению невроза.

 

 

Страх, боязнь, испуг

                                                          

Страх означает известное состояние ожидания опасности и приготовление к ней, даже если она неизвестна.   То есть, в данном случае страх является сигнальной системой. Ничего не бояться только дураки, а вот здоровый страх носит защитный характер. Тогда можно размышлять, что есть какая-то опасная ситуация и мы можем к ней подготовиться и справиться с ней. И таким образом защититься от нее, даже если не совсем известна опасность. Боязнь предполагает определенный объект, которого боятся. Испугом же, подчеркивая момент неожиданности, называют состояние, в котором человек оказывается при возникновении опасности, когда он к ней не подготовлен. И именно испуг является причиной травматического невроза.

 

Травматические сновидения

                                                          

Сновидения при травматическом неврозе обнаруживают такую особенность, что они снова и снова возвращают больного к ситуации произошедшего с ним несчастного случая, от чего он каждый раз просыпается в испуге.

Больной, так сказать, психически фиксирован на этой травме. Каждый раз травматический сон приводит к ретравматизации. Такое постоянное повторение снов говорит о том, что психике не хватает ресурсов проработать травмы самостоятельно. В процессе психоаналитической работы такие сны могут изменяться и впоследствии исчезать, что может свидетельствовать о разрешении конфликтной ситуации.

 

Детская игра (По ту сторону принципа удовольствия)

                                                          

Игра, маленького мальчика с катушкой. Сначала он был пассивен, событие задело его за живое, и теперь он берет на себя активную роль, повторяя это событие в виде игры, несмотря на то, что оно было неприятным. (Превращение пассивного в активное). Это стремление можно было бы отнести к влечению к овладению, которое не зависит от того, было ли воспоминание само по себе приятным или нет. Здесь важно сказать, когда мать уходит, то ребенок ничего сделать не может, он пассивно созерцает уход матери. В детской игре ребенок проигрывает эту ситуацию, переворачивает её, это не мать его бросает, а это он ее посылает. В таком случае он уже может справляться с ситуацией, это не она его оставила, а это он ее выгнал. Детская игра – это очень хороший способ детей справляться с травматическими ситуациями. Через детскую игру можно увидеть все, что делают с ребенком.

Выбрасывание предмета, в результате чего он исчезает, может быть удовлетворением подавленного в жизни импульса мести матери за то, что она ушла от ребёнка, и тогда может иметь значение своенравия:

«Да, иди ты прочь, ты мне не нужна, я тебя отсылаю».

 

Влечение к овладению [Ив Хендрик] (Словарь Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса)

                                                          

  • Существует потребность в овладении окружением. Речь идёт о «врожденном влечении к действию и к обучению действию»;
  • Это влечение изначально лишено сексуального характера; лишь впоследствии, в связи с садизмом, оно может приносить удовольствие;
  • Это влечение предполагает особое удовольствие - от успешного выполнения действия:

«...изначальное удовольствие ищется в успешном выполнении центральной нервной системой функций, направленных на обеспечение целостности Я, что позволяет индивиду управлять своим окружением и изменять его»

  • Действие происходит по определенным паттернам. Паттерн это способ справляться с ситуациями определенным образом, характерным для каждого в процессе развития. Психоанализ оказывает влияние на эти паттерны в процессе работы. Изначально эти паттерны связаны с первичными объектами, с отношения с этими объектами;
  • Связано с попытками ребёнка «владеть» своим телом.

 

Игра артистов

                                                          

  • ...доставляет зрителю, например, в трагедии самые болезненные впечатления, и все же может восприниматься им как высшее наслаждение;
  • Таким образом, мы убеждаемся, что при господстве принципа удовольствия существует достаточно средств и способов, чтобы сделать само по себе неприятное переживание предметом воспоминания и психической переработки. Это очень безопасный способ соприкоснуться со своими чувствами, который позволяет задуматься над происходящим в нашей жизни.

 

Принцип навязчивого повторения

                                                          

  • Больной не может вспомнить всего, что было им вытеснено, причём, пожалуй, как раз самого важного... Скорее он вынужден повторять вытесненное в качестве нынешнего переживания, вместо того, чтобы вспоминать его, как того бы хотелось врачу, как часть прошлого;
  • Это воспроизведение, проявляющееся с упорством, достойным лучшего применения, всегда имеет своим содержанием часть инфантильной сексуальной жизни - эдипова комплекса и его ответвлений - и постоянно проигрывается в области переноса, то есть в отношении к врачу. То есть, перенос отчасти инспирирован принципом навязчивого повторения.

О системе восприятия сознания

                                                          

  • ...живой пузырёк оснащён защитой от раздражающего воздействия внешнего мира;
  • До этого мы установили, близлежащий его корковый слой должен быть дифференцирован в качестве органа, воспринимающего внешние раздражители;
  • Но этот чувствительный корковый слой, будущая система Сз, получает также возбуждения и изнутри;
  • Существует защита от внешних воздействий, которая в значительной степени снижает влияние поступающего возбуждения, защита от поступающих внутренних возбуждений невозможна. Отсюда следует что самым опасным является не внешнее возбуждение, а внутреннее.

 

Проекция

                                                          

  • ...возбуждение более глубоких слоёв распространяется непосредственно и в полном объёме на всю систему, при этом особенности его прохождения вызывают ряд ощущений удовольствия и неудовольствия;

  • [При преобладании неудовольствия] ... возникает склонность относиться к ним [возбуждениям] так, словно они действуют не изнутри, а извне, чтобы можно было применить к ним охранные средства защиты от раздражающего воздействия. Посредством проекции субъект переносит непереносимые переживания вовне и имеет дело с ними таким образом, как если бы они пришли извне. Пример, субъект очень злой и с трудом переносит собственную агрессию и тогда он говорит: это на я злой, это вы злые. Таким образом субъект избавляется от собственной злости, он хороший, а все остальные плохие. И теперь субъект может иметь дело со своей злостью, если она приходит не от него самого, а от кого-то извне. Проекция такой механизм защиты, который позволяет взять дистанцию со своими плохо-переносимыми чувствами. Сложность в том, что порой сложно отделить проекцию от реальности. Также, субъект может давать названия своим тревогам при помощ проекции и снижать ее уровень.

 

Контркатексис

                                                          

  • Такие внешние воздействия, которые достаточно сильны, чтобы прорвать защиту от раздражающего воздействия, мы называем травматическими;

  • Вероятно, специфическое неудовольствие от физической боли есть следствие того, что защита от раздражающего воздействия была до некоторой степени прорвана. В таком случае от этого места периферии к центральному психическому аппарату устремляется непрерывный поток возбуждений, которые в обычных условиях могли поступать только изнутри аппарата. Какую же реакцию психики мы можем ожидать в ответ на этот прорыв? Со всех сторон мобилизуется катектическая энергия, чтобы в месте прорыва и вокруг него создать соответственно высокие энергетические катексисы. Создаётся сильнейший «контркатексис», ради которого оскудевают все остальные психические системы, в результате чего существенно парализуется или ослабляется обычная психическая деятельность. Здесь я хочу вернуться к идеи о том, что физическая травма препятствует возникновению невроза. Это как раз тот самый механизм, который существует в нашем организме, благодаря которому физическая травма предотвращает развитие психической травмы. Потому что физическая травма оттягивает на себя психическую энергию и таким образом как бы предотвращае тразвитие травмы психической. В этой связи возникает парадокс. Те люди, которые принесли физические ранения у них реже возникают психические неврозы, от людей которые таких ранений не получили.

  • Таким образом, ... даже высококатектированная система способна воспринимать вновь поступающую энергию, преобразовывать ее в находящийся в состоянии покоя катексис, то есть психически «связывать» её.

  • Чем выше собственный находящийся в покое катексис, тем больше будет его связывающая сила; и наоборот, чем ниже собственный катексис, тем меньше система будет способна к восприятию поступающей энергии, тем разрушительнее должны быть последствия такого прорыва защиты от раздражающего воздействия. Чем больше психическая энергия связана у субъекта, тем выше способность психики противостоять травматическому действию. если у субъекта невротическая структура, то способность связывания у него выше и он будет легче переживать травмирующие события, по сравнению с субъектом не невротической организации.

  • ...следует различать свободно текущий, стремящийся к отводу катексис и катексис психических систем (или их элементов), находящийся в состоянии покоя.

  • ... «связывание» проникающей в душевный аппарат энергии состоит в переводе её из свободно-текущего состояния в состояние покоя. Такая энергия связывается посредством репрезентаций в момент рефлексии о том, что происходит. Свободная энергия связывается и превращается в катектированную энергию систем.

 

Травматический невроз

                                                          

  • ...последствие обширного прорыва защиты от раздражающего воздействия;

  • ... тревожная готовность [страх как сигнальная система] вместе с гиперкатексисом воспринимающей системы представляют собой последний рубеж защиты от раздражающего воздействия;

  • Для исхода целого ряда травм различие между неподготовленными системами и системами, подготовленными благодаря гиперкатексису, может быть решающим моментом;

  • начиная с определенной силы травмы это различие, наверное, никакого значения уже не имеет. То есть, когда очень сильная травма – структура не так важна, там просто сметаются все защиты.

 

О травматических сновидениях

                                                          

Эти сновидения пытаются задним числом справиться с раздражением, порождая страх, отсутствие которого стало причиной травматического невроза. Таким образом, они дают нам возможность понять функцию душевного аппарата, которая, не противореча принципу удовольствия, все же не зависит от него и, видимо, предшествует стремлению к получению удовольствия и избеганию неудовольствия

 

Телесное повреждение и психическое состояние

Факт, ... что одновременное грубое повреждение, вызванное травмой, уменьшает шансы на возникновение невроза, уже не будет непонятным, если вспомнить о двух обстоятельствах, особо подчеркиваемых в психоаналитическом исследовании:

 

  • Во-первых, что механическое сотрясение нужно признать одним из источников сексуального возбуждения;

 

  • во-вторых, что болезненное и лихорадочное состояние, пока оно длится, оказывает сильное влияние на распределение либидо. То есть, когда человек находится в болезненном состоянии, либидо сосредоточено в теле и таким образом не происходит психической травмы. Речь идет о перераспределении либидо в сторону тела.

 

Телесное повреждение и психическое состояние

                                                          

Таким образом, механическая сила травмы высвобождает определенное количество сексуального возбуждения, которое оказывает травматическое воздействие из-за недостаточной тревожной готовности, а одновременное телесное повреждение связало бы избыток возбуждения посредством нарциссического гиперкатексиса повреждённого органа. То есть, физическая травма создает перераспределение либидо в сторону соматического, создавая тем самым участок гиперкатексиса. Оттягивая либидо на физическую травму, защищает психику от повреждения.

Известно также, ... что такие тяжелые нарушения в распределении либидо, как поражения при меланхолии, могут на какое-то время устраняться интеркуррентным органическим заболеванием, более того, даже состояние полностью развившейся dementia praecox в аналогичных условиях способно к временной инволюции. Получается, что даже меланхолия отступает в случае физического недуга. Соматизация защищает от психической травмы.

 

 О влечениях      

                                        

Отсутствие у коркового слоя, воспринимающего раздражителя, защиты от внутренних возбуждений, видимо, приводит к тому, что эти перемещения раздражения приобретают большее экономическое значение и часто дают повод к экономическим нарушениям, которые можно сравнить с нарушениями при травматических неврозах.

Самые обильные источники такого внутреннего возбуждения - так называемые влечения организма как репрезентанты всех проистекающих изнутри тела, возникающих внутри организма и перенесённых на душевный аппарат силовых воздействий, - самый важный, равно как и самый непонятный элемент психологического исследования. Любое влечение для психики агрессивно и носит преследующий характер.

 

Первичный психический процесс

                                                          

  • ...мы обнаружили, что процессы в бессознательных системах коренным образом отличаются от процессов в (пред) сознательных системах;

 

  • В бессознательном катексисы легко могут полностью переноситься, смешиваться, сгущаться, что могло бы давать только ошибочные результаты, если бы происходило на предсознательном материале, и что проявляется в знакомых нам странностях явного содержания сновидения, после того как предсознательные следы дневных впечатлений подверглись переработке по законам бессознательного;

 

  • Этот вид процессов, протекающих в бессознательном, в противоположность вторичному процессу, характерному для нашей обычной жизни в состоянии бодрствования, я назвал «первичным» психическим процессом.

 

Связывание возбуждения и принцип удовольствия (идея психической травмы)

                                                          

Поскольку все импульсы влечений оказывают воздействие на бессознательные системы, ... они следуют первичному процессу. С другой стороны, мало что требуется для отождествления первичного психического процесса со свободно подвижным катексисом, а вторичного процесса - с изменениями связанного или тонического катексиса по Брейеру.

В таком случае задача более высоких слоёв душевного аппарата состояла бы в связывании возбуждения, проистекающего от влечений, при достижении им первичного процесса.

Неудача такого связывания вызвала бы поражение, аналогичное травматическому неврозу.

Только после произошедшего связывания принцип удовольствия (и его модификация в принцип реальности) мог бы беспрепятственно установить свою власть

Но до тех пор душевному аппарату предстояло бы сначала решить другую задачу - справиться с возбуждением или связать его, что хотя и не противоречит принципу удовольствия, но независимо от него и отчасти даже его не учитывает. То есть, если субъект подвержен очень сильному перевозбуждению, то ни о каком принципе удовольствия речи не идет. Пока это перевозбуждение не будет как-то связано, то любое возбуждение которое будет происходить внутри субъекта будет восприниматься как неудовольствие, как преследующее. И субъект будет любыми способами пытаться избавиться от этого переживания. Получается, когда мы имеем дело с младенцами, которых не контейнировали их матери. То есть, младенцы находились в перевозбужденном состоянии, а их окружение не могло им дать связывание аффектов. Они воспринимали это возбуждение как сильное неудовольствие и чтобы защититься от этого, младенцы перестают что-либо чувствовать. Потому что чувствовать – значит испытывать огромное неудовольствие. Таким образом происходит отчуждение от собственных чувств. Это огромное неудовольствие и есть психическая травма.

 

Консервативная природа живого

                                                          

Влечение можно было бы определить как присущее живому организму стремление к восстановлению прежнего состояния, от которого под влиянием внешних мешающих сил этому живому существу пришлось отказаться, своего рода органическая эластичность, или - если угодно - выражение инертности в органической жизни;

... если все органические влечения консервативны, приобретены исторически и направлены на регрессию, на восстановление прежнего состояния, то успехи органического развития мы должны отнести на счёт внешних, мешающих и отвлекающих влияний. С самого начала элементарное живое существо не хотело бы изменяться, при неизменных условиях всегда повторяло бы лишь один и тот же жизненный путь.

 

Происхождение живого из неживого

                                                          

Если бы целью жизни было некое состояние, прежде никогда ещё не достигавшееся, то это противоречило бы консервативной природе влечений. Скорее всего, этой целью должно быть старое исходное состояние, в котором некогда пребывало живое существо и к которому оно стремится вернуться любыми окольными путями развития.

Если мы примем в качестве не знающего исключений факта тот опыт, что все живое умирает в силу внутренних причин, возвращается к неорганическому, то мы можем только сказать: цель всякой жизни есть смерть, и возвращаясь к прежней идее: неживое существовало раньше живого.

Напряжение, возникшее в неживой дотоле материи, стремилось прийти к равновесию [принцип гомеостаза]; таково было первое влечение - влечение вернуться к неживому.

Жившая в то время субстанция могла легко умереть, её жизненный путь, вероятно, был короток, а его направление определялось химической структурой молодой жизни.

Наверное, на протяжении долгого времени живая субстанция создавалась снова и снова и также легко умирала, пока внешние определяющие воздействия не изменились настолько, что вынудили субстанцию, перед которой по-прежнему стояла задача выживания, к ещё большим отклонениям от первоначального жизненного пути ко все более сложным окольным путям для достижения цели смерти. То есть, жизнь это прямой или окольный путь к смерти.

                                                          

Жизнь - это индивидуальный путь к смерти

                                                          

Идея о существовании влечений к самосохранению, которые мы признаем за любым живым существом, удивительным образом противоречит предположению о том, что вся жизнь, определяемая влечениями, служит достижению смерти.

С этой точки зрения теоретическое значение влечения к самосохранению, влечений к власти и к признанию существенно ограничивается. Это парциальные влечения, предназначенные для обеспечения организму собственного пути к смерти и недопущения других возможностей возвращения к неорганическому состоянию, кроме внутренне ему присущих.

Остаётся признать, что организм лишь хочет умереть по-своему: также и эти защитники жизни первоначально были пособниками смерти

При этом возникает парадокс - живой организм самым энергичным способом сопротивляется воздействиям (опасностям), которые могли бы ему помочь достичь своей цели жизни кратчайшим путём (так сказать, путём короткого замыкания), но это поведение характеризует как раз чисто инстинктивное стремление в противоположность интеллектуальному.

 

О бессмертии

                                                          

... зародышевые клетки ... сохраняют первоначальную структуру живой субстанции и через какое-то время отделяются от организма, наделённые всеми унаследованными и вновь приобретёнными задатками влечений. ...

Оказавшись в благоприятных условиях, они начинают развиваться, то есть повторять весь цикл, которому они обязаны своим существованием, и это завершается тем, что опять-таки одна часть их субстанции продолжает своё развитие до конца, тогда как другая в качестве нового зародышевого остатка начинает развитие с самого начала. Таким образом, эти зародышевые клетки противодействуют умиранию живой субстанции и достигают того, что должно показаться нам потенциальным бессмертием, хотя это, возможно, означает лишь продление смертного пути. Речь идет о половых клетках, благодаря которым передается генетический материал от одного индивида другому. Неполовые клетки создают организм, а половые клетки создают зарождение новой жизни и таким образом передавая жизнь от поколения поколению. В этом плане рождение детей это обеспечение своего бессмертия.

 

 

 О зародышевых клетках и бессмертии

                                              

Для нас необычайно важен тот факт, что эта функция зародышевой клетки укрепляется или вообще становится возможной лишь благодаря слиянию с другой клеткой, похожей на неё, но всё же отличной от неё.[половое размножение]

Сексуальные влечения как сохраняющие жизнь

                                                          

Влечения, заботящиеся о судьбах этих элементарных организмов, которые живут дольше отдельного существа, стремящиеся поместить их в надежное место, пока они беззащитны перед раздражителями внешнего мира, обеспечивающие их встречу с другими зародышевыми клетками и т.д. образуют группу сексуальных влечений.

Они консервативны в том же смысле, что и другие [влечения], воспроизводя прежние состояния живой субстанции, но они консервативны в большей степени, оказываясь особенно устойчивыми к внешним воздействиям, и, кроме того, ещё и в более широком смысле, сохраняя саму жизнь на долгие времена. Они собственно и есть влечения к жизни; в том, что они противодействуют намерению других влечений, по своей функции ведущих к смерти, проявляется противоречие между ними и прочими влечениями ...

                       

Противопоставления сексуальных влечений и влечений Я в контексте жизни и смерти

Это похоже на колебательный ритм в жизни организмов; одна группа влечений стремится вперёд, чтобы как можно скорее достичь конечной цели жизни, другая группа на известном этапе этого пути устремляется назад, чтобы, начиная с определенного пункта, проделать путь снова и тем самым увеличить его продолжительность.

Но даже если сексуальность и различие полов в начале жизни не существовали, то всё же остаётся возможным,что влечения, которые впоследствии обозначаться как сексуальные, действовали изначально, и их противоборство с «влечениями Я» началось именно тогда, а не в какое-то позднее время.

 

Морфологическая теория А. Вейсмана (1882)

                                                          

  • ...разграничение живой субстанции на смертную и бессмертную половины;

  • смертная половина - это тело в узком значении слова, то есть сома. Только она одна подвержена естественной смерти;

  • зародышевые же клетки потенциально бессмертны, поскольку при известных благоприятных условиях они способны развиться в новый индивид или, выражаясь иначе, окружить себя новой сомой.

 

Гартман

                                              

характеризует смерть не появлением «трупа», отмершей части живой субстанции, а определяет её как «завершение индивидуального развития. Эта идея сильно перекликается с идеей Андре Грина о психической смерти. О чем он пишет в своей книге “Нарциссизм жизни нарциссизм смерти”

 

      Шопенгауэр    

                                                    

  • Смерть есть «собственно результат» и, следовательно, цель жизни;

  • а сексуальное влечение - воплощение воли к жизни.

 

Жизнь многоклеточных организмов

                                                          

По общему мнению, обьединение многочисленных клеток в один жизненный союз, то есть многоклеточность организмов, стало средством увеличения продолжительности жизни.

... жизненные и сексуальные влечения, действующие в каждой клетке, делают своим объектом другие клетки, частично нейтрализуют их влечения к смерти, то есть стимулируемые ими процессы, и таким образом сохраняют им жизнь, тогда как другие клетки делают то же самое для них, а третьи жертвуют собой для осуществления этой либидинозной функции. Стоит добавить идею Фрейда, что в ряде ситуация, когда мы имеем дело с не невротической структурой, тело служит полем баталий влечений. когда внутри тела проигрываются объектные отношения. Поэтому идея Фрейда, что одни клетки могут либидинально инвестировать другие клетки, ценой своей жизни защищают организм в целом, эта идея носит тот смысл, что внутри тела могут разыгрываться объектные отношения. Где какие-то органы и ткани являются проекцией объектов субъекта и отношение к этим органам такое же как к объекту. Когда мы не можем психически выражать свои чувства и строить адекватные отношения. По причинам детских травм и дефицитарности, то в такой ситуации субъект прибегает к пути действия отыгрывания этих отношений внутри тела.

 

Сами зародышевые клетки вели бы себя абсолютно «нарциссически», как мы привыкли обозначать это в теории неврозов, когда весь индивид целиком сохраняет своё либидо в Я и совсем не расходует его на катексис объектов. Зародышевые клетки нуждаются в своём либидо, в деятельности своих жизненных влечений для самых себя, чтобы иметь запас для своей последующей великолепной созидательной деятельности.

Наверное, и клетки злокачественных новообразований, разрушающих организм, также можно охарактеризовать в том же самом смысле как нарциссические

Таким образом, либидо наших сексуальных влечений совпало бы с Эросом поэтов и философов, объединяющим все живое. Подавление своих влечений может привести к новообразованиям, потому что энергия влечения настолько подавляется, настолько это влечение не может найти выход в виде отношения с объектом. В результате происходит перевозбуждение клеток, где внутри происходит революция и эти клетки перестают подчиняться правилам и законам. Эти клетки революционеры ни что иное как новообразования, которые приводят к онкологии.

 

 

Про смерть

                                                          

Смерть - это скорее свойство целесообразности, проявление адаптации к внешним условиям жизни, поскольку после разделения клеток на сому и зародышевую плазму неограниченная продолжительность жизни индивида стала бы совершенно нецелесообразной роскошью. С возникновением у многоклеточных этой дифференциации смерть стала возможной и целесообразной.

Принцип удовольствия на службе влечения к смерти

                                                          

... жизненный процесс в силу внутренних причин ведёт к выравниванию химического напряжения, то есть к смерти, тогда как обьединение с индивидуально отличающейся живой субстанцией [половое размножение] эти напряжения увеличивает, вводит, так сказать, новые жизненные различия, которые затем должны быть изжиты.

То, что мы выявили в качестве доминирующей тенденции душевной жизни, возможно, всей нервной деятельности, стремление к уменьшению, сохранению постоянного уровня, устранению внутреннего напряжения, вызванного раздражителями (принцип нирваны, по выражению Барбары Лоу), то есть тенденция, которая выражается в принципе удовольствия, - и составляет один из наших сильнейших мотивов, заставляющих нас поверить в существование влечения к смерти. Здесь Фрейд концептуализирует влечение к смерти исходя из принципа удовольствия. И смерть для него ассоциируется с принципом нирваны. По сути дела, это о психической смерти. Нирвана с точки зрения Фрейда это психическая смерть.

 

Идеи, высказанные Платоном («Пир»)

                                                          

«Когда-то наше тело было не таким, как теперь, а совсем другим. Прежде всего, люди были трёх полов, а не двух, как ныне, - мужского и женского, ибо существовал ещё третий пол, который соединял в себе признаки обоих». Все у этих людей было двойным; то есть у них было четыре руки и четыре ноги, два лица, срамных частей тоже было две и т.д.

А затем Зевс решил разделить каждого человека на две половины, «как разрезают айву перед варкой варенья... И вот когда целое существо было таким о разом рассечено пополам, каждая половина с вожделением устремилась к другой своей половине. Они обнимались, сплетались в страстном желании срастись...». Здесь можно увидеть идею “Комбинированного объекта” Кляйнианской теории. Материнский и отцовский объект могут быть комбинированы, в результате возникает объект слияния в котором можно наслаждаться.

 

Дополнение 1921г.

                                                          

С введением понятия нарциссического либидо и распространением понятия либидо на отдельную клетку сексуальное влечение превратилось у нас в эрос, стремящийся соединять и удерживать вместе части живой субстанции, а сами сексуальные влечения предстали как часть эроса, обращённая на объект.

Из логики наших умозрительных рассуждений следует, что этот эрос действует с самого начала жизни и выступает как «влечение к жизни» в противоположность «влечению к смерти», возникшему с оживлением неорганической материи. Здесь Фрейд подытоживает идею противопоставления Эроса и Танатоса. То есть, Эрос – влечение к жизни связано с желанием быть в слиянии, объединять, в то время как влечение к смерти направлено на разъединение. Получается, что влечение к жизни это создание связи, а влечение к смерти это разрушение связи. Мы не встречаемся с влечением к смерти по отдельности, мы узнаем о нем через влечение к жизни. И как правило у каждого из нас влечение к смерти переплетены с влечением к смерти. Вопрос в том, как они переплетены между собой. Сюда можно добавить, что соматический недуг является последней попыткой сохранить либидо в организме, если не в психике, то хотя бы в теле. Задача тела сохранить либидо, даже если оказывается что эта болезнь смертельна.