vlecheniya

Что такое влечения в психоанализе? Влечения это какие-то силы, которые действуют внутри нас, они имеют определенный напор, они вызывают сильное возбуждение внутри нас и требуют разрядки. 

По Фрейду существуют четыре характеристики влечения:

 

  • Источник;
  • объект;
  • цель;
  • сила влечения (напор).

 

По Фрейду источник влечения всегда находится в теле. Пример: как мы чувствуем голод? У человека возникает ощущение пустоты, говорят – сосет под ложечкой. Это напряжение может нарастать и в какой-то момент возникает болезненное ощущение. И если перейти эту черту, человек может резко перестать хотеть есть. Когда человек начинает есть, возникает разрядка, человек поел получил удовольствие. Соответственно, источник влечения происходит в нашем теле. Получается, что наше тело некий материальный объект в отличие от души, которая представляет собой что-то абстрактное. Никто не знает ответ на вопрос, где локализована душа в теле. Оказывается, что наше тело в психике также представлено. То как выглядит наше тело, то что оно из себя представляет и что чувствует, все это имеет представление в психике человека. То есть, у каждого человека есть представление, репрезентация о том, каково его тело. Если такое представление существует в психике каждого человека, тогда оно может быть приближенным к реальности, быть более адекватным или менее адекватным. Очень большое влияние на восприятие этого образа о своем теле зависит от того первичного объекта (матери), от того как она воспринимала наше тело. Может быть и такое, что вы видите красивую, миловидную девушку, но она будет говорить о том, как она ужасно выглядит. И вы будете удивляться почему она себя воспринимает ужасной. Или например, вы можете увидеть девушку на стадии истощения от анорексии, у которой будут видны ребра и кости, но она будет говорить о себе – боже какая я толстая. И вы будете удивляться, почему она считает себя толстой, ведь у нее одна кожа и кости. Откуда следует, что представление человека о своем теле в психике, может отличаться от того, что видят другие. Человек даже может не знать какой он. Такие люди не могут себя описать. Это может говорить о том, что у них проблемы с идентичностью. Как будто их тело и представление о себе плохо репрезентированы. У таких людей очень неясное, смутное представление о себе. У таких людей часто встречается такое явление как расщепление. К примеру, человек говорит: вот на этой девушке я женюсь, а заниматься сексом я буду с другой и точно также это работает в обратную сторону, только с девушками. Как будто, этот человек не может реализовать все свои потребности с одним объектом.             

Первая теория влечения Фрейда.

Инстинкт (Словарь Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса)

Унаследованная схема поведения, присущая определенному виду животных; она почти не меняется от индивида к индивиду, постепенно развертывается во времени, устойчива к потрясениям и как бы подчинена заранее заданной цели. Здесь Фрейд говорит о том, что размножение животных регламентируется инстинктом. Какие-то животные размножаются раз в год, какие-то чаще, но так или иначе все предопределено инстинктами. В отличие от животных, сексуальность человека не регламентируется инстинктом и для этого Фрейд разрабатывает концепцию влечений. Инстинкты присущи животным, а человеку влеченияПроцесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к определенной цели. По З. Фрейду, источником влечения является телесное возбуждение (состояние напряжения). Эта цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту. Влечение действует постоянно. Действует влечение на основе принципа удовольствия (увеличение напряжения - неудовольствие, снижение - удовольствие). 

Характеристики влечения

  • Источник находится в теле. "В душевной жизни мы узнаем его только по его целям";
  • цель - получение удовлетворения;
  • объект случаен, изменчив, заменяем; 
  • сила (толчок, давление, напор). 

Дуализм влечений

Противопоставление сексуальных влечений и влечений Я (влечений к самосохранению). Фрейд описывает это явление на примере кормления младенца, пример орального, сексуального влечения. Когда младенец голодный он начинает кричать, ему дают грудь, младенец начинает жадно есть и потихоньку насыщается, происходит разрядка. Он удовлетворяет свое влечение к самосохранению, утоляет свой голод. В момент кормления младенец также испытывает удовольствие от процесса сосания. Получается, что само удовольствие процесса отделяется от удовлетворения влечения к самосохранению, от голода. Таким образом из влечения к самосохранению выделяется оральное сексуальное влечение.     

Примыкание влечений

"...сексуальные влечения находят свои первые объекты, примыкая к тому, что имеет ценность с точки зрения влечений Я, а первые сексуальные удовлетворения примыкают к телесным функциям, необходимым для поддержания жизни"

Сначала сексуальные влечения служат цели обеспечения наслаждения органа, а, объединившись, выполняют функцию продолжения рода. 

Парциальное (частичное) влечение 

Этим термином обозначаются те предельные элементы, до которых доходит психоанализ сексуальности. Каждый из них имеет свой особый источник (например, оральное влечение, анальное влечение) и цель (например, влечение к подсматриванию, влечение к овладению). Речь идет о том, что наши влечения в начале развития всегда частичны или парциальны. Потому что они носят аутоэротический характер. Изначально такие влечения призваны получить удовлетворение от органа. Например, оральное влечение – получение удовольствия в полости рта.  Термин «частичный» означает не только то, что эти влечения выступают как разновидности класса сексуальных влечений. С генетической и структурной точек зрения, этот термин обозначает влечения, которые существуют сперва обособленно и лишь потом объединяются в различные либидинальные структуры.

Аутоэротизм

В широком смысле слова - такое сексуальное поведение, при котором субъект достигает удовлетворения, пользуясь только собственным телом, без внешнего объекта. Примером может служить сосание соски младенцем и (мастурбация). Аутоэротизм связан с первичным нарциссизмом. Сосание пустышки – это аутоэротический акт, он получает аутоэротическое удовольствие. Любовь к себе может развиться только при наличии ранее любви объекта (матери). В более узком смысле слова - незрелое, инфантильное сексуальное поведение, при котором частичное (парциальное) влечение, связанное с каким-либо одним органом или возбуждением в эрогенной зоне, находит свое удовлетворение тут же, на месте, не прибегая к внешнему объекту и безотносительно к цельному образу тела (как это бывает при нарциссизме). Метафора – (губы, целующие сами себя). 

Судьбы влечений (способы защиты от влечений)

  • Превращение в свою противоположность (изменение цели влечения). Примером может быть садизм и мазохизм. Грубый начальник на работе, дома мазохистичен для собственной жены;
  • Обращение на себя (Я становится объектом влечения). Существует либидо объектное и либидо нарциссическое; 
  • Вытеснение; 
  • Сублимация. 

Репрезентант (-тор) влечения

  • Репрезентация - психическое выражение эндосоматических возбуждений. Эндосоматическое это возбуждение, которое существует внутри тела, на психическом уровне создает репрезентацию;  

  • Аффект [квант аффекта] - качественное выражение количества энергии влечения и её разновидностей;

  • Эмоционально-аффективное состояние (немецкая психология) - приятное или неприятное, смутное или отчетливое состояние, проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке.  

Судьбы репрезентаций и аффектов

  • Репрезентация вытесняется (страх кастрации у маленького Ганса)

  • Аффект [квант аффекта] (враждебный импульс по отношению к отцу):

1) подавляется;

2) привязывается к противоположной репрезентации;

3) трансформируется в тревогу. 

Подавление

В широком смысле слова - психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи или аффекта. В этом смысле вытеснение выступает как особый вид подавления.   В более узком смысле слова - некоторые операции, отличные от вытеснения.

  • Осознанное подавление (в силу этических соображений), тогда подавленное содержание становится предсознательным;
  • подавление аффекта, то есть его торможение или приостановка. 

О любви и ненависти

  • Субъект (Я) - объект (внешний мир) (реальная полярность)
  • Удовольствие - неудовольствие (экономическая полярность)
  • Активный (любить) - пассивный (быть любимым) (биологическая полярность)

Ненависть древнее любви. В психоанализе существует высказывание:

Объект рождается в ненависти.

Пока мать с младенцем она не является для него объектом, для него она среда. Мать появляется для младенца только в тот момент, когда его покидает.   

Любовь

Происходит из способности Я аутоэротически удовлетворять часть своих импульсов влечений благодаря достижению удовольствия, получаемого от органов. Получается, что способность любить как-то связано с аутоэротическим влечением. В первую очередь любовь связана с наполнением первичного нарциссизма, который обеспечивает мать. Первоначально она является нарциссической, затем переходит на объекты, которые были присоединены к расширившемуся Я, и выражает моторное стремление к этим объектам как источникам удовольствия. Получается, что вначале любовь носит нарциссический характер и только потом становится объектной. Предварительные ступени любви выступают в виде предварительных сексуальных целей в период, когда сексуальные влечения проходят своё сложное развитие. Речь идет о том, что для того чтобы полюбить объект, нужно сначало полюбить себя.

Любовь субъекта изначально является нарциссической. Это относится к либидинальным стадиям. Присоединение или поглощение - вид любви, который совместим с прекращением отдельного существования объекта, и поэтому её можно назвать амбивалентной. Речь идет о том, что присоединение и поглощение относится к оральной стадии, где субъект не понимает разницу между Я и объектом, где все перепутано, где любовь и ненависть не разделены и поэтому они спутаны между собой. По этой причине такая любовь амбивалентна и окрашена оральным садизмом. Расставание с объектом при таком типе любви приводит к потери части себя или полной потери себя и распада Я. На более высокой ступени анально-садистской организации, стремление к объекту проявляется в форме стремления к овладению, которому безразлично, будет ли объект поврежден или уничтожен. Эта форма предварительной ступени любви ... почти не отличима от ненависти. То есть, на анальной стадии любовь и ненависть также смешаны между собой. И всегда есть садистическое отношение к объекту. Если субъект фиксирован на анальной стадии, то в такой любви очень много контроля и желания властвовать над объектом. Истинная любовь возникает на генитальной стадии, где она служит оппозицией ненависти. Истинная любовь это любовь генитальная, которая связана с целостным отношением с объектом. Где нет желания его поглощать или кусать, где нет желания садистически властвовать над ним, а есть понимание, что есть другой иной отличный от меня. Тогда возникает уважение и любовь к желаниям объекта. Здесь существует представление, что у объекта желания могут отличаться от моих собственных.  

Ненависть

Как отношение к объекту ненависть древнее любви, она соответствует первоначальному отторжению раздражающего внешнего мира со стороны нарциссического Я. И Фрейд и Мелани Кляйн утверждали, что объект рождается в ненависти. Что это значит? Пока объект присутствует рядом с младенцем, как-будто он не замечает ее как объект. И если говорить словами Дональда Винникотта – мать является средой. Но как только мать уходит и бросает своего младенца, в этот момент младенец обнаруживает ее как объект. Поэтому объект рождается в ненависти. Как выражение вызванное объектами реакции неудовольствия ненависть постоянно находится в тесной связи с влечениями Я к самосохранению, и поэтому влечения Я и сексуальные влечения могут вступить в противоречие, которое повторяет противоречие между ненавистью и любовью. Если влечения Я властвуют над сексуальной функцией, как например на ступени анально-садистической организации, то они придают свойства ненависти также и цели влечений. Ненависть это оппозиция любви.