isteriya_chast_2

Читать (Истерия часть 1)

Фанни Зюльцер-Варт, в супружестве - Мозер (Fanny Sulzer-Wart, Moser, 1848-1925)

  •  Направлена Й. Брейеров 1 мая 1889 - начало лечения, курс - 7 недель;                                                            
  • Происходит из семьи, где из 15 детей выжили только 4;
  • Муж - богатый швейцарский промышленник, на 40 лет старше. По сути дела это поколение деда и это инцестуозный объект;
  • Смерть мужа совпала с рождением младшей дочери. Мужа схватил внезапный удар и он скончался на глазах жены. Так как она родила младшую дочь и сильно ослабла, то в результате не смогла помочь мужу. Это ее ассоциативная связь и в итоге она обвиняет и ненавидит свою дочь, потому что из-за нее умер ее муж. Вот как завернулась связь в психике пациентки;
  • Родственники мужа обвинили Фанни в отравлении его крысиным ядом, был судебный процесс. У этой пациентки было очень много связано с мертвыми людьми и животными. А самое драматическое это гибель ее мужа.

 

Техника

                                                                      

  • "... я посвятил ей большую часть своего времени и задался целью добиться ее выздоровления". То есть, отсюда видно, что Фрейд на тот момент старается убрать симптомы и добиться ее выздоровления. Современные аналитики не ставят себе задачей добиться выздоровления пациента.
  • "... я решил применить ... брейеров метод под воздействием гипноза ..."
  • " ... Дама встречает меня лежа на диване, подложив кожаный валик под голову." На тот момент Фрейд дает пациентке рекомендации. В дальнейшем развитии психоанализа где можно увидеть рекомендации, их можно увидеть только в активной технике Ференци. То есть, современные аналитики рекомендаций пациента не дают. Фрейд рекомендует пациентке теплые ванны с отрубями. И когда она принимала эти ванны это ей ассоциативно напоминало червей. Так как в ее сумочке, где были отруби завелись черви. Фрейд проводит общий массаж тела пациентки дважды в день. Откуда видно какое интенсивное соблазнение присутствует при работе с пациенткой. Можно не удивляться, если в результате у пациентки развился бы эротизированный перенос. Как это произошло с Анной О. И последнее, что применял Фрейд это гипноз.

 

Рекомендации

                                                                      

  • Переехать в санаторий Разлучиться с обеими дочерьми. Это момент сепарации с дочерьми, но это Фрейд делает буквально. Сейчас известно, что можно дать уехать пациенту в другую страну, на другой континент, но это не проделает психическую сепарацию с объектом. То есть, речь идет о том, что таким образом сепарировать пациента от объекта невозможно. Но Фрейд на заре психоанализа дает пациентке такие рекомендации;

  • ... я распорядился, чтобы домашние врачи и больничный персонал предваряли свое посещение громким стуком в дверь и не заходили до тех пор, пока в ответ не раздасться “войдите”. То есть, такая рекомендация относилась к тому, чтобы избежать испуга пациентки и не травмировать ее. Здесь же Фрейд пытается расставить границы, но опять же делает это физически. Таким образом предлагает пациентке иметь приватное пространство, куда никто не может войти, хотя бы без предупреждения.

 

  Особенности техники З. Фрейда

                                                                     

  • История жизни пациентки;
  • Подробные ежедневные заметки;
  • Описание не только воспоминаний пациентки, но и ее эмоционального состояния, жестов, поз, действий;
  • Внушения для избавления от неприятных фантазий. То есть, у Фрейда есть гипотеза, что если он сотрет ей неприятные воспоминания, то пациентка станет счастливой. В этом случае он сталкивает со своей врачебной ошибкой. Потому, что когда он стирает ей неприятные воспоминания он сталкивается с тем, что пациентка ему говорит, что она утратила нечто важное. Она пытается это вспомнить, но не может. С одной стороны неприятные ощущения и переживания причиняют психическую боль, но без них жизнь пациента как и любого человека кажется неполноценной;
  • Следует за пациенткой. Здесь Фрейд понимает ценность свободных ассоциаций пациента;
  • Во время массажа:

"Она словно присвоила себе мой метод и пользуется на вид непринужденной и произвольной беседой как дополнением к гипнозу";

       Фрейд обнаруживает ценность свободных ассоциаций во время массажа, когда пациентка может более      свободно и открыто говорить о себе.

 

Описание

                                                                      

"После рассказывания каждого из коротких припомнившихся эпизодов у неё возникали подёргивания во всём теле, а на лице появлялось явное выражение ужаса, после завершения же последнего рассказа она широко раскрыла рот и судорожно втянула в себя воздух. Слова, которыми она описывала ужасное содержание пережитого ею, выталкивались ею с огромными усилиями, с прерыванием дыхания. Рассказав всё пациентка успокаивается."

Это очень похоже на эвакуацию. Когда пациент приносит какой-то рассказ, приходит очень перевозбужденный, рассказывает так, что невозможно вставить слово, а потом в конце наступает расслабление. Он все выдал и теперь можно расслабиться. Так выглядит эвакуация или по-другому катарсис  – очищение.

 

О предсознательном

                                                                      

"Этот ряд травматических эпизодов, о которых она мне поведала в ответ на мой вопрос, почему она так сильно пугается, по-видимому лежит наготове в её памяти. Вряд ли, она смогла бы ответить так быстро за столь короткое время, которое прошло от моего вопроса до её ответа, причём последовательно отыскивая все поводы из различных периодов детства." То есть, с одной стороны это ассоциативная цепочка, с другой это готовая связь в предсознательном и пациентка ее озвучивает. Здесь целью Фрейд уже служит не избавление пациента от тяжелых, непереносимых переживаний, а цель помочь интегрировать свой опыт переживания, эти переживания должны найти место в психике пациента. Это основная цель на данный момент. Потому, что чем больше переживаний и опыта субъект позволяет себе присвоить тем в более связанном состоянии он находится. Здесь я напоминаю о потребности Я в связанности, о потребности Я в интеграции. Чем больше опыта интегрировано внутри нас, тем более связанными мы себя чувствуем, тем сильнее наше Эго, тем сильнее наше Я. Тем лучше оно может справляться с трудностями внутренними и внешними. И чем больше отцепленных частей, с точки зрения психической энергии этот непереработанный опыт, эти осколки, эти части которые не интегрированы, они оттягивают очень много психической энергии. И тогда получается, что чем больше опыта не переработано, тем больше психической энергии расходуется на защиту от непереработанного опыта переживания. Откуда видно, что психическая энергия или энергия либидо, как угодно, расходуется на то, чтобы удерживать эти части отдельно от Я. Чтобы Я ничего про них не знало, ну и в какой-то момент защиты не справляются.

Возникновение заикания

                                                                      

"Безо всяких раздумий, но в большом возбуждении и голосом, прерываемым спазмами, пациентка рассказывает:

как однажды бешено мчались лошади, а в телеге находились дети и как другой раз во время грозы она ехала с детьми через лес, вдруг молния ударила в дерево прямо перед самыми лошадьми, естественно, что лошади были страшно напуганы.

Тогда я подумала:

сейчас нужно оставаться совершенно спокойной, а то своим беспокойством и криком я ещё больше испугаю лошадей, и кучер не сможет их тогда удержать.

Вот тогда и появилось впервые заикание. Рассказ привёл пациентку в сильное волнение." Здесь видно подтверждение Фрейда о процессе торможения, в момент очень сильного переживания. То есть, она здесь сталкивается с противоречивыми, конфликтными чувствами. С одной стороны ей страшно и хочется кричать – хочется выразить свой ужас, а с другой стороны она боится перепугать детей или то, что лошади могут испугаться и понести. И возникает конфликт между тем чтобы выразить свои чувства и удерживанием этого чувства внутри себя этот конфликт приводит к заиканию. По сути заикание и нервные тики это невротическая реакция, связанная с одной стороны с возбуждением и с другой с торможением этого возбуждения.

 

                                                                      

Покровные воспоминания

                                                                      

"...как она ухаживала за братом и вдруг из-за ширмы, которая специально была сооружена для того, чтобы обратить его в католическую веру, внезапно появилось бледное лицо тётки. ... Как одно время в доме стал появляться дружок, имевший манеру совершенно незамеченным проскальзывать в комнату и неожиданно возникать перед глазами. Как после смерти матери она тяжело заболела, поехала полечиться в санаторий и там какая-то душевнобольная под действием психотических переживаний по несколько раз за ночь заходила в её комнату и даже усаживалась на постель. И, наконец, как на обратном пути из Аббации домой незнакомый ей мужчина четыре раза неожиданно открывал двери её купе, каждый раз пристально рассматривая её."

Здесь можно думать о событиях, когда мать приходила к пациентке в комнату. Первое, появляется лицо и пристально на нее смотрит. Дальше появляется душевнобольная, которая садится на ее кровать. Это похоже на детские переживания, когда пациентка была маленькой девочкой и к ней заходила проверять мама или няня. Речь идет о вторжении, а мы помним, что пациентка всегда пугалась, когда в ее комнату входили. И здесь можно думать про материнское вторжение в ее комнату с раннего детства. Можно думать о том, что ее отношения с матерью были очень сильно заряжены.

 

Что Фрейд пишет по поводу мышей. Восьмого мая утром она с виду вполне нормально рассказывает мне страшные истории о животных. Во франкфуртской газете что лежит перед ней на столе она прочитала о том как один подмастерья связал какого-то малыша и запихал ему в рот белую мышь, а тут будто бы умер от страха. Доктор К рассказал ей, что однажды послал в Тифлис целый ящик наполненный белыми крысами. Тут в её телодвижениях отчетливо проявляются все признаки ужаса, рука ее несколько раз подряд компульсивно дергается. Не двигайтесь, молчите, не прикасайтесь ко мне, если бы такая тварь оказалась в кровати. Представьте себе, расстилаешь, а там внутри дохлая крыса, уже разложившаяся. Пока она пребывает в трансе я просматриваю газету и действительно нахожу в ней заметку об издевательствах мальчишки подмастерья, однако там ни слова не упоминается о мышах или крысах, выходит во время чтения она дополнила историю своим собственным бредом. Мне кажется здесь очень важный момент, который описывает Фрейд. Он рассказывает о том, как пациентка создает бредовую фантазию. И это очень похоже на сновидение, есть дневной остаток, статья из газеты и есть фантазия связанная с крысами, которая очень волнует пациентку.     

 Читать (Истерия часть 3)