isteriya

Читать (Истерия часть 3)

 

Лето 1893, Австрия, Высокий Таурен, горный приют "Оттохаус"

 

Фрейд решил отдохнуть отправился на природу и вдруг, неожиданно ему встречается молодая девушка Катарина и становится его пациенткой. Девушка работала в той гостинице, в которой остановился Фрейд и девушка пытается воспользоваться появлением доктора в личных целях. Она подглядывает запись в гостевую книгу и как будто вторгается в пространство Фрейда. Здесь есть много насильственного и она к тому же не платила за свое лечение и тогда сам инцестуозный контекст возникает в этом формате лечения. Неформальном обращении на отдыхе. Вот такая развернулась история, о чем Фрейд пишет:

похоже неврозы настигли меня и здесь, ибо едва ли у этой рослой, крепкой девушки с угрюмым выражением лица могло быть что-то иное. Мне стало интересно на сколько привольно чувствуют себя неврозы на высоте более двух тысяч метров.

Пациентка жалуется на удушье, иногда схватывает так что кажется могу задохнуться. Пациентка выражается еще так:

у меня стучат молоточки, что кажется сейчас треснет.

Пациентка говорит о том, что она не из робкого десятка, но иногда у нее возникает ощущение того, что за спиной кто-то стоит и сейчас схватит. Но это ощущение появляется у нее в тот момент, когда появляется удушье. Фрейд соглашается на такой необычный опыт анализа и предполагает, что эти симптомы связаны с ее сексуальностью. И второе что здесь важно, что Фрейд отказывается от суггестии и решается на простой разговор с пациенткой. Хорошо видно как от случая к случаю, от катартического метода Брейера где есть гипноз Фрейд переходит к ассоциативному методу. Он приходит к методу через простой разговор. В этой связи возникает фантазия о том, что Фрейд находится в амбивалентности. С одной стороны он польщен, что к нему обращаются и хотят помощи, а с другой стороны он раздражен, потому что он приехал отдыхать, а его здесь настигли неврозы. И возможно, в его желании обойтись простым разговором есть что-то садистичекое, тебе недостанется суггестия как другим, с тобой будем проводить простой разговор. Пациентка рассказывает историю о своем дяде и кузине Франциске.

Два года назад поднялись в гору два господина и велели накрыть на стол. Тётки дома не было, Франциску, которая обычно готовила тоже было нигде не сыскать и дядя куда-то запропастился, ищем их повсюду, а этот мальчишка Алаис мой кузен и говорит:

может Франциска у отца, тут мы оба засмеялись, но ничего дурного у нас в мыслях не было.

Подходим к комнате в которой жил дядя, а она заперта. Что здесь интересно, Катарина молодая девушка девственица у которой еще не было сексуального опыта, но она дает такую реакцию, когда Алаис говорит: может Франческа у отца и тут они оба засмеялись, но ничего дурного в мыслях не было. Здесь мы видим психологическую защиту отрицание, в которой видно признание чего-то дурного и одновременно нежелание иметь дело с этим дурным. То есть, отрицание здесь это уже наполовину признание. Закрытая дверь меня удивила, Алаис говорит:

в комнате есть окно через которое можно заглянуть в комнату.

Пошли мы в коридор, сам Алаис смотреть в окно не стал, сказал что боится. Тут я ему и говорю:

ты глупый мальчишка, тогда я загляну, мне ни капельки ни страшно.

У меня и в мыслях ничего дурного не было, опять отрицание. Глянула я, в комнате было довольно темно, но я разглядела дядю и Франциску, он лежал на ней.

Фрейд:

что дальше?

Пациентка:

я тут же отпрянула от окна, прижалась к стене, почувствовала удушье, которое у меня с тех пор. Мысли мои спутались, на глаза навалилась тяжесть и в голове заколотило и зашумело.

То есть, это было сексуальное возбуждение, которое испытала эта пациентка, но это возбуждение связано еще с фантазией с картинкой, которую она увидела и вполне возможно в этот момент она себя поставила на место Франциски. Фрейд:

вы рассказали тёте обо всем в тот же день?

Пациентка:

о нет я ничего не сказала.

Фрейд: А чего же вы так испугались, когда увидели их вдвоем, вы что-нибудь поняли, как-то истолковали увиденное?

Пациентка:

о нет, тогда я ничего не поняла, мне было всего лишь шестнадцать лет. Не знаю отчего я так испугалась.

Фрейд:

фройлен Катарина, если бы вы сейчас вспомнили, что вы почувствовали в тот момент когда у вас случился первый припадок, о чем вы тогда думали, вам можно было бы помочь.

Пациентка:

да если бы я могла, но тогда я так испугалась что все позабыла.

Фрейд:

скажите фройлен, может быть лицо, которое является вам в момент удушья это лицо Франциски, увиденное тогда?

Пациентка:

о нет, оно таким страшным не было и к тому же это лицо мужчины.

Фрейд:

тогда может быть это дядино лицо?

Пациентка:

его лицо я не разглядела, в комнате было слишком темно. Да и зачем ему было корчить такую страшную рожу?

Фрейд:

вы правы. Что же произошло потом?

Пациентка:

они наверное услышали шорох и вскоре оттуда вышли, после мне было очень плохо я все думала и думала об этом и через два дня было воскресенье и я трудилась весь день, а поутру в понедельник меня стало мутить и вырвало. Я не вставала с постели и три дня подряд меня рвало и рвало.

Дальше Фрейд пишет, что рвота означает отвращение. Это отвращение возникает по причине интроецированного Сверх-Я, потому что отвращение это защита Я от собственных инцестных, сексуальных желаний, здесь это главный момент. Когда Фрейд описывает защиты Я он говорит:

то что должно приносить удовольствие воспринимается Я как неудовольствие.

И это отвращение как раз есть та реакция на свои желания. Этот симптом рвоты может иметь разные ассоциативные цепочки, с одной стороны это отвращение о котором говорит Фрейд, но и симптом беременности тоже проявляется рвотой, то есть как будто этот симптом несет в себе и защиту от желания и галлюцинаторное исполнение желания. Галлюцинаторное, потому что фантазийное. На уровне фантазии у пациентки все состоялось, она фантазийным образом забеременела от отца, наблюдая первосцену.

Если бы она была пограничной организации она бы кричала как Анна О, что у меня скоро будет ребенок от дяди или от отца, но она этого не делает, она дает вот такой симптом, как если бы эта беременность состоялась. С одной стороны удушье это симптом возбуждения, но мы говорим о конверсионной истерии и тогда получается, что сексуальное возбуждение из гениталий смещается в оральную область и там оно проявляется в данном случае в виде истерического удушья. В случае Анны О это истерический кашель, и у Доры тоже был истерический кашель. Также существует такая перверсия как удушье во время оргазма и тогда оргазм происходит в разы сильнее, но это опасно для жизни. Тогда получается, что этот симптом может символизировать оргазм.

В тот момент когда пациентка все рассказала матери, она хотела получить у нее защиту, но вместо этого мать ее использовала для того, чтобы развестись с отцом. Вместо защиты у матери она нашла манипуляцию и использование. Что можно наблюдать в таких истерических семьях? В таких семьях мать как бы сбагривает дочь отцу и от холодной груди матери девочка идет к теплому пенису отца. Получается, что мать отвергает, не доинвестирует и с матерью сохраняется симбиотическая связь связанная с недостаточной материнской инвестированностью. Дочь разочарована в матери и она обращается к отцу, но к отцу обращение сексуализированное, оно возбуждает ее. Вот откуда истерические симптомы. И все истории о истерических женщинах показывают, что все они так или иначе заботились о своих отцах. Мать здесь является сводницей, которая как бы отдает свою дочь на откуп отцу. Как бы заставляя свою дочь выполнять материнскую функцию. Истерия у мужчин идет по схожему сценарию, где есть слабый отец и когда мы сталкиваемся с истерией у мужчин, она связана с женской идентификацией, недоступностью отца и недостаточной функцией отца разделение, это присутствует всегда. Нехватка отцовской идентификации, для того чтобы это разделение проделать. И всегда есть частичная симбиотичная связь с матерью. В случае истерии существуют две фиксации, фиксация на оральной стадии и на фаллической. Для женщин в большей степени характерна истерия, а для мужчин в большей степени характерен синдром навязчивости. Но можно встретить и наоборот. И у женщин и у мужчин в случае истерии мы сталкиваемся с бисексуальной проблематикой. И у тех и у других должна быть проделана работа женского, чтобы преодолеть эту бисексуальность и выйти в половую идентификацию.

Читать (Истерия часть 5)