chuvstvo_viny

Хочу начать данную статью с фундаментального опыта  Зигмунда  Фрейда. Потому что фундаментальный вопрос о чувстве вины поднял именно он.

Фрейд задался этим вопросом в момент смерти своего отца. Этот момент кардинальным образом перевернул его жизнь. В тот момент он испытывал множество невротических симптомов, что видно из его переписки с Вильгельмом Флиссом, который был ево другом. В своих письмах Фрейд описывал свою тревогу, страх смерти, соматические проявления и множество других психологических симптомов. В отличие от простого человека он всегда задавался вопросом: «Что это может значить?»

 

Фрейда всегда интересовал вопрос истины и в случае с чувством вины он также пытался понять что за этим стоит. Это был фундаментальный вопрос, который он постоянно задавал как бы адресуя его своим симптомам. До Фрейда не было психоаналитиков, ему не к кому было пойти и прояснить свой запрос. И во многом эту функцию психоаналитика для него исполнял Флисс. Он был человеком интересным и специфическим, но гораздо проще Фрейда.

Фрейд поместил Флисса на позицию слушающего, что находилось внутри самого Флисса было не так важно. Важно, что в этом диалоге Фрейд пытался понять себя, он писал письма Флиссу и вел с ним диалог, но в большей степени он вел диалог внутри самого себя. Дело было не в том, что Фрейд писал письма своему другу, через этот механизм он пытался понять, что лежит в основе его симптоматики. Делал он это через свое внутреннее общение через диалог с собой.    

 

И в какой-то момент Фрейд нашел ответ на свой фундаментальный вопрос: «Я чувствую страх смерти потому, что это я убил отца». Объективно отца он не убивал, но это было его наказанием за пожелание смерти. Если посмотреть в книгу «Толкование сновидений», которую он написана через три года после смерти отца, то можно заметить, что вся она пронизана разговорами о пожелании смерти. В итоге Фрейд пришел к выводу, что эта конструкция является «Эдиповым комплексом», где отец является препятствующей фигурой на пути к первичному объекту – матери. И отсюда это пожелание смерти, которого Фрейд ужасно боялся. По сути это его бессознательный страх, а в бессознательном все симметрично – ты пожелал смерти, ты тоже должен умереть. Я говорю не про реальность, а про бессознательные фантазии, которые в нас царят.

 

Во-вторых, в бессознательном мы не отличаем действия от желания – ты пожелал, ты и убил. И по данной версии чувство вины возникало за пожелание смерти отца. Это один из весьма интересных вариантов возникновения вины.      

Хотя Фрейд удовлетворился ответом на данный вопрос, но все же в своих последующих работах он искал какое-то реальное убийство. Например, в своей работе «Тотем и табу» он говорит о том, что было какое-то реальное убийство отца. Конечно, это было его фантазией и антрополог никогда такого не подтвердит, но Фрейд говорит, что в первобытном обществе дети собрались и убили своего отца потому, что тот был диктатором. То есть что-то в нем заставляло не удовлетвориться ответом пожелания. Фрейд полагал, что может существует какая-то вина, которая передается через поколения. Может быть он это и искал, но это вопрос непростой.

 

 

 

Чувство вины с позиции Мелани Кляйн

 

 

 

Интересный взгляд высказала Мелани Кляйн женщина-психоаналитик и последовательница Фрейда. Она говорит: «Вина связана с врождённым чувством зависти к матери». Младенец испытывает к ней чувство зависти потому, что она является носителем всего – носителем счастья, всей любви, всего блага. И младенец всему этому завидует. Кляйн ищет ответ на данный вопрос во врожденных чувствах младенца. И вина наступает в тот момент, когда ребенок осознает, что ненавидел этот объект. На самом деле это и есть «хорошая мать», по отношению к которой он испытывал такие ужасные чувства. То есть вина возникает здесь за собственную злобу. Есть очень интересные моменты в биографиях авторов с их теориями. Мелани Кляйн говорит: «Это ребенок виноват». И здесь надо заметить, что отношения с собственными детьми у нее были очень непростыми. Ее собственная дочь в какой-то момент отреклась от нее.

 

 

 

Чувство вины с позиции Дональда Винникотта  

 

 

 

Это британский психоаналитик, который исходит из того, что у ребенка есть чувство всемогущества, при помощи  которого он всем управляет. Весь мир крутится вокруг младенца и все происходит по его крику. Если в мире происходит что-то негативное это обязательно связно с ним. И отсюда проблема в том, что человек берет на себя очень много вины, что все происходящее связано с ним. В этом случае источник вины видится уже по-другому, он видится во всемогуществе ребенка. Если говорить о биографии Винникотта, то он очень рано столкнулся со своей депрессивной матерью и похоже он чувствовал вину за ее депрессию. Здесь ребенок берет вину на себя, это он какой-то не такой и с ним что-то не так. В каком-то смысле Винникотт сам стал матерью. Во многом он исполнял для собственной матери, а потом и для своих пациентов материнскую функцию.

 

 

 

Желание как функция в контексте чувства вины  

 

 

 

Еще один интересный взгляд на возникновение чувства вины, который наиболее мне близок. Предположим, что желание это формула, куда ребенок может подставлять какой-то аргумент. Ребенок пытается понять в каком виде он может быть записан в данную формулу. Например, мать хочет мальчика, но родилась девочка. И девочка хочет вписаться в материнское желание. Как она может это сделать? Она может туда вписаться изображая из себя мальчика! И многие истерические девочки именно так и поступают, они симулируют мужественность чтобы занять место желанного объекта. Девочка думает и чувствует, что в ней чего-то не хватает и начинает изображать из себя фаллический объект, как это делают многие женщины с данной проблематикой. Такая девочка пытается показать, что она как мужчина. Она может конкурировать с мужчинами, может добиваться успеха, может стать бизнесвумен и много чего еще. В этом случае данная девочка отказывается от своей истинной  женской позиции и искусственно создает мужской образ.   

 

 

 

Чувство вины и реальные события

 

 

Существует взгляд, что вина соотносится с родительскими переживаниями данного чувства. Это не то что сделал я, а это что-то, что связано с действиями родителей, с их какими-либо преступлениями. Это связь с какими-то семейными тайнами. Например, дед сидел в тюрьме за какое-нибудь преступление и это тщательно ото всех скрывалось. И в данной ситуации ребенок не понимает за что он так сильно нагружен виной. Проблема здесь в следующем – что не говориться больше всего ощущается. В этом удивительный феномен ­– что не говорится то и присутствует в реальном. Вещи которые скрывают и о которых не говорят обладают огромной силой над субъектом, они над ним доминируют. Знаменитые психологи Николя Абрахам и Мария Торок занимались вопросом межпоколенческой передачи. Они исследовали семейные тайны и называли это семейной криптой. В психоанализе существует направление изучающее этот феномен, оно называется трансгенерационная передача.

 

 

 

Существование человека и фундаментальное чувство вины

 

 

Есть взгляд, что сам факт нашего существования как социальных существ вызывает чувство вины. Все мы находимся под ярмом закона, хотим мы этого или нет. И все мы вынуждены отрекаться от своих желаний. Например, существует фундаментальный запрет, который присутствует в человеческом социуме, это закон который возлагается на субъекта и который он с тяжестью несет всю свою жизнь. Сам этот закон делает субъекта виноватыми. Один из распространенных законов в психологии это запрет на инцест. Вместе с этим существует гипотеза о том, что источник такой вины находится в бессознательной части психики человека.

 

 

Видно, что существует очень много ответов о причине возникновения чувства вины, все они по-своему правы и очень интересны. Но мы чувствуем что что-то не так, раз ответов так много и каждый из них, в общем, равносилен другому.  

Ответов много, но конкретного ответа не существует. И здесь возникает вопрос – Что здесь не так? Причин много, но никакая из них не является конечной. В этом и заключается удивительный феномен чувства вины.

 

 

 

Религия и чувство вины

 

 

 

Если отнестись к религии серьёзно, ни как к сказкам и историям, или даже ни как к объекту поклонения и истине в последней инстанции. О чем тогда нам говорит история о первородной вине? О чем нам говорит история о первичном преступлении, которое было совершено? В ней говорится о том, что мы родились уже виноватыми, мы изначально согрешили. Нас еще не было, но уже существовала наша вина. Вина как бы уже предшествует субъекту. И это интересная мысль. Проблема здесь в том, что субъект уже нагружен чувством вины, хотя ничего еще не сделал.

 

И здесь можно подойти к одной интересной идее Фрейда: «Не существует преступника из чувства вины».  Если мы уберем отсюда «Эдипов комплекс» то получается, что человек совершает преступление потому, что он чувствует вину. Человек чувствует что он виноват, но не знает за что и такой человек ищет себе наказание за эту вину и для этого он идет на преступление. Такие истории можно встретить в клинической работе, где человек совершает ошибку чтобы быть наказанным. Здесь вина предшествует преступлению, человек чувствует себя виновным, но не знает за что. Чтобы освободиться от этого чувства человек и совершает преступление.

 

Например, история Раскольникова. В начале он испытывает острейшую тревогу и никак не может ее определить. Потом он убивает старушку и получает от этого облегчение. Когда Раскольников совершил убийство он теперь понимает, что чувство его вины связано с данным событием. Вина сменяет невыносимую и беспредметную тревогу, которую достаточно сложно выносить.  

 

В контексте мысли о том, что вина предшествует субъекту возникают различные персонажи, которые говорят: «Вина навязана субъекту религией». Все это песня предыдущих веков, в которой говориться о том, что чувство вины было придумано для эксплуатации человека. Когда сейчас слышатся подобные высказывания это вызывает улыбку. Мы видим, что избавление от религии, которое произошло, совершенно не избавило человека от чувства вины. Скорее это лишило человека той точки, где он может получить искупление.

 

 

Чувство вины в современном обществе

 

 

В современном обществе люди развивают линию о том, что вина связна с высокими требованиями, но на самом деле вашей вины здесь нет. Многие психологи придерживаются такой позиции и в этом есть некоторая правда. Но это не отменяет фундаментального источника чувства вины, несводимого к реальным родителям, к их требованиям и обвинениям. Это хорошо видно в современных европейских историях, где весьма странные люди, отстаивают право сделать законом свою странную логику. Свою извращенную логику.   

 

Почему эти люди отстаивают свое право и навязывают свою логику обществу?

Их заставляет так поступать как раз собственное чувство вины и несоответствия. В представлении таких людей все должны думать как они и тогда они не будут чувствовать вину за то, что какие-то они не такие. Это поиск оправдания посредством того, что все будут смотреть на это также. И таким образом они как будто смогут избавиться от непереносимого чувства. Но мы видим, что никакого избавления не происходит и такие люди все более яростно отстаивают свою позицию. Это не получается у них потому, что источники этого ощущения внутренние. Никакие внешние игры не способны избавить человека от неудовлетворенности и глубокого чувства вины. Эта проблема гораздо глубже и связана она с фундаментальным существованием человека в качестве субъекта.   

 

 

Читайте также:

Кто такой психоаналитик >>>

Психоаналитический психотерапевт >>>

Психоаналитик в Москве >>>

Психолог в Москве >>>

 

Если Вам при прочтении текста что-то откликнулось, у вас возникли вопросы или вы хотели бы решить какую-либо проблему, можете предварительно позвонить мне по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о своей ситуации. 

Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно), в процессе этого времени я должен решить, смогу ли я вам помочь в рамках психоаналитического коучинга. Если Вам проще написать письмо – Вы можете это сделать перейдя по ссылке Отправить письмо или написав мне на почту mail@online-psychoanalyst.ru. Прошу Вас описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма неограничен, я обязательно прочитаю Ваше письмо и отвечу.

Я всегда рядом.