identichnost

Согласно современным исследованиям, определение идентичности звучит следующим образом – это важный компонент самосознания, "образа-Я", который во многом определяет поведение индивида, его мысли и чувства. Идентичность выступает в качестве целостного смыслообразующего элемента личности, который имеет когнитивно-аффективную природу и оказывает влияние на ценности, мышление, поведение человека; придает человеку определенность, задает границы его места в социальном мире.

Для чего нам нужна идентичность?

Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу, которая позволит ему избежать одиночества и сомнений. 

Как же формируется наша идентичность?

Э. Эриксон выделяет два взаимозависимых понятия - групповая идентичность и эго-идентичность.

Групповая идентичность – формируется с первых дней жизни, благодаря включению малыша в данную социальную группу, чтобы обрести необходимое мироощущение.

Эго-идентичность – формируется параллельно с групповой и создает у ребенка ощущение устойчивости и целостности своего Я, несмотря на стремительные изменения, которые присущи растущему организму.

Людям свойственно задавать вопросы, обращаясь не только к окружающим, но и к самому себе. Человек,  задающий себе вопрос: «Кто я?», бывает, затрудняется дать на него ясный ответ. Может, умом он и понимает свою половую принадлежность, по наличию сопутствующих физических признаков, но внутренне чувствует, что он «просто человек».

 

Как стимулировать и как удержать позитивное мнение о самом себе?

Теория социальной идентичности Тэджфела и Тернера, говорит о том, что у всех людей есть потребность в позитивном мнении о себе. Английские психологи выделяют два способа обрести позитивное самомнение:

а) путем своих собственных достижений;

б) путем принадлежности к определенным группам.

 

Составляющие части нашей  идентичности:

Индивидуальность – человек с первых дней и в течение всей жизни учится осознанно ощущать собственную уникальность и собственное отдельное существование.

Тождественность и целостность – ребенок постепенно начинает замечать внутреннюю тождественность. На пути взросления появляется чувство непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.

Единство и синтез – появляется потребность в ощущении внутренней гармонии и единства, восприятие образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.

Социальная солидарность — это потребность в ощущении и проявлении внутренней солидарности с идеалами общества и его подгруппами; ощущение того, что персональная идентичность значима для уважаемых данным человеком людей (референтной группе), которая соответствует их ожиданиям.

 

По каким признакам можно обнаружить проблемы с идентичностью?

Если в ощущении своего «Я» у человека проявляется две и более противоречащие друг другу части(столкновение противоречивых установок в себе) – это может стать поводом разобраться в данном вопросе более детально.

 

Симптомы  расстройства идентичности:

  • Затруднения в гендерной идентичности – кто я? Мужчина или женщина?;
  • «Негативная» или «отрицательная» идентичность – это когда человеку внушается отрицательная черта. Например, когда разведенная женщина говорит своему ребенку, что он похож на своего неотесанного отца;
  • Расстройство множественной личности (диссоциативное расстройство) -это когда человек чувствует, что внутри него есть множество личностей. Данное расстройство возникает при сильном стрессе;
  • резкие перемены в настроении;
  • тревога и тревожные расстройства(в том числе фобические);
  • расстройствасна и приёма пищи;
  • депрессия;
  • панические атаки;
  • попытки суицида.

Причины нарушения в осознании своей идентичности как правило находятся именно в детстве.

Как правило, при выявлении у взрослого человека проблем с идентичностью, причины находятся именно в детстве, так как именно в этот период базовые части нашего «Я» у ребенка только формируются, поэтому не всегда стабильна и в критической ситуации может возникнуть короткое замыкание, после которого человек теряет ориентиры и гармонию. Старайтесь своевременно обратить внимание на проблему, чтобы оказать ребенку своевременную поддержку.

 

Как родители могут помочь подростку?

Пережить непростой период обретения собственной идентичности подростку должны помочь близкие и родные люди. Чтобы облегчить поиски идентификаций, родителям следует придерживаться таких правил:
Подростку необходимо слышать похвалы в свой адрес, поощряться должны не только успехи, но и стремления к ним.

Распространенная причина психосоматических заболеваний — скрытые эмоциональные реакции!

 

Коммуникация — верный путь!

 

Речь – это прекрасный инструмент, который позволяет подойти к волнующему вопросу грамотно и методично. К тому же, учить ребёнка понимать личные эмоций и состояния необходимо так, чтобы в итоге он не начал бояться проявлять свои эмоции.

Дети, которым родители запрещают выплескивать чувства, вырастают скрытными. Всю взрослую жизнь уже больших детей преследует страх демонстрации своих настоящих эмоций. Такой человек в жизни будет очень несчастлив.

Разговаривайте с ребёнком, интересуйтесь, прислушивайтесь, наблюдайте за тем, какие эмоциональные изменения и всплески у вашего ребенка происходят. Будьте чуткими. Не задавайте дежурных вопросов про школу, поддерживайте полноценную беседу, поделитесь с ним своим теплом, расскажите как он вам дорог. И обязательно желайте «Доброго утра!» и «Спокойной ночи!».

Ответственность родителей

  1. Родители должны воспитывать у ребенка инициативу и самостоятельность.
  2. Рассматривать волнующие ребенка вопросы.
  3. Развивать таланты и способности.
  4. Отказаться от навязывания своего мнения и взглядов на жизнь.
  5. Развивать ответственность со способностью принимать самостоятельные решения.
  6. Принять переход подростка к взрослой жизни как непреложный существующий факт.
  7. Временной промежуток кризиса для каждого индивидуален. У одних подростков быстро формируется представления о собственном месте в окружающем мире, другие же решают эту проблему в течение десятилетия.

 

Чтобы не случилось — не используйте оскорбления!

 

Недопустимо:

  • Обращаться к чувствам ребёнка — «не расстраивайся, это не так серьезно, как тебе кажется», «не плачь, это не больно!».
  • Обращаться к полу ребёнка — «не плачь, ты же мальчик!», «будь сильной, ты же современная девочка!».
  • Обращаться к возрасту ребёнка — «тебе уже 16, а ты не может сам решить этот вопрос!», «повзрослеешь, будешь понимать больше!».

Может ли человек самостоятельно в этом разобраться?

Существует два способа:

  1. Принятиев себе двух противоречивых моментов, говоря себе: «да я ошибся, но кто не ошибается», «моя эмоциональность, это моя уникальность»
  2. Выбор. Человек осознанно может выбирать ту или иную модель поведения. 

К сожалению, на практике оба варианта могут оказаться сложно-реализуемыми как у подростков, так и у взрослых, и может потребоваться психотерапевтическая работа.


Читайте также:

Кто такой психоаналитик >>>

Психоаналитический психотерапевт >>>

Современный психоанализ >>>

Психоаналитический бизнес–коучинг>>> 

Психоаналитик в Москве >>>


Если при прочтении текста вам что-то откликнулось и кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на ваш случай, и вы хотели бы решить эту проблему, вы можете связаться со мной по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о беспокоящей ситуации, требующей профессиональной помощи.

Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно). В ходе предварительной консультации я пойму, смогу ли я вам помочь. Если вам проще написать письмо, вы можете отправить его на почту.

Прошу описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма не ограничен, я обязательно прочитаю его и отвечу.