oralnaya_stadiya
  • Оральная либидинальная стадия
  • Оральный эротизм
  • Оральность
  • Оральный характер

 

Либидинальная стадия («Словарь по психоанализу» Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис) 1996

  • Стадия в развитии ребёнка, которая характеризуется более или менее ярко выраженной организацией либидо при ведущем положении той или иной эрогенной зоны и преобладанием той или иной формы объектного отношения

 

Оральная стадия («Словарь по психоанализу» Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис )      1996

                                              

  • Первая стадия либидинального развития, на которой сексуальное удовольствие связано преимущественно с возбуждением ротовой полости и губ в процессе поглощения пищи. Процесс питания определяет те значения, посредством которых преимущественно выражается и организуется объектное отношение; например, любовь к матери выражается следующими значениями: есть, быть съеденным. То есть, любовь на оральной стадии носит каннибалистический характер.

 

«Влияние оральной эротики на

 формирование характера» К. Абрахам 1924

                                                          

  • «На первой ступени развития либидо ребенка связано с актом сосания. Он представляет собой акт поглощения, который, однако, не приводит к уничтожению кормящего человека... Вторая ступень отличается от первой обращением ребенка от сосательной оральной деятельности к кусанию... Тем самым в отношениях Я к объекту начинает господствовать амбивалентность». До полугода у младенца не существует амбивалентности, но и нет ни любви ни ненависти. А вот после полугода на ряду с любовью возникает ненависть. Любовь и ненависть смешаны между собой. Тогда получается любить равно кусать. Любовь которая носит оральный характер предполагает слияние, симбиотическую связь с объектом. Такие люди очень хорошо интуитивно, бессознательно чувствуют другого. Это связано с тем, что происходит симбиотическое слияние. И такое же симбиотическое слияние наблюдается в психотерапевтическом паре, то что Мишель Де Мюзан называет психоаналитической химерой. Что это такое – это способность чувствовать своих клиентов, когда терапевт сонастроен. К терапевту приходят репрезентации, которые не связаны с манифестным материалом, но эти репрезентации отражают какой-то конфликт или состояние клиента. Также и клиент может быть настроен на терапевта и что-то тоже может чувствовать. Это происходит через симбиотическое слияние. А что такое симбиотическое слияние? Это разрушение границы между субъектом и объектом, когда субъект и объект выступают как единое целое. Тоже самое происходит когда мать настроена на своего младенца. Такое слияние происходит через такую защиту как – проективная идентификация. Младенец функционирует через эту защиту с матерью. Посредством проективной идентификации младенец рассказывает матери о том, что с ним происходит. Проективная идентификация отличается от проекции тем, что происходит захват психики объекта. И через этот захват удерживается контроль. И оральная стадия отличается тем, что есть слияние, захват, каннибализм. Выбор объекта у людей с фиксацией на оральной стадии происходит по нарциссическому типу. Они выбираю объекты, которые являются их нарциссическими двойниками, через которые они проживают свою жизнь.

Классификация по К. Абрахаму

  • Первичная оральная стадия (0-6 мес.): абсорбция направлена на инкорпорацию объекта, на компенсаторное аутоэротическое удовольствие; отсутствие дифференциации между собственным телом и внешним объектом; отсутствие любви и ненависти. Здесь мы говорим не о физическом, а больше о психическом. С одной стороны мать осуществляет уход за своим младенцем, с другой она эмоционально инвестирует его - (это психический акт). У младенца есть потребность в эмоциональном инвестировании для того, чтобы запустить работу психического. Когда мать называет то, что происходит с младенцем она создает репрезентации, то есть представление. Таким образом она отражает своего младенца и у него возникают первые представления о себе. Здесь же запускается процесс символизации. Существует два представления о символизации, первичное и вторичное. Первое это представление о вещи – это образ (что такое голод, что такое насыщение, что такое холодно, что такое жарко) все эти ощущения складываются в образ в представление о вещи. А вот когда мать это называет и говорит: тебе холодно, а как выглядит холод? Это мурашки, синяя кожа по всему телу и так далее. В этот момент возникает словесное представление. То есть, символизация состоит из двух вещей. Таким образом происходит присваивание опыта себе и второе это называние этого образа и это дает представление о себе младенцу и относится к области психического. Потому, что это представление, это идея, это переживание. Потому что это связано с собственным опытом и это интегрируется внутрь. Таким образом у младенца возникает цельное представление о себе.

Что такое аутоэротизм? Аутоэротизм с точки зрения Фрейда – это любовь к своему телу, к своему органу. По Андре Грину аутоэротизм возможен только в том случае, если каким-то образом наполнен первичный нарциссизм. Речь идет о том, когда мать инвестирует своего младенца, заботится о нем, вступает с ним в коммуникацию. Таким образом она транслирует свою любовь к младенцу. Она показывает ему его ценность для нее и таким образом она инвестирует его как объект любви. И вот в той мере в которой мать инвестирует своего младенца запускается аутоэротизм младенца. То есть, младенец может любить себя только в той степени, в которой его любил объект. Поэтому аутоэротизм напрямую завязан на первичном нарциссизме. В первую очередь аутоэротизм отражается в мастурбаторной активности, дети получают удовольствие от мастурбации, но одновременно испытывают чувство вины за это. С другой стороны аутоэротизм связан с удовольствием от органов, он связан с каким-то частичным объектом, а не с целостным.

Инкорпорация это первичная идентификация с объектом. Она отличается от вторичной идентификации тем, что объект берется внутрь целиком. Получается, что мы все проглотили своих матерей.Существует выражение: всосать с молоком матери и оно означает инкорпорацию. То есть, мать инкорпорируется целиком, со всеми ее положительными моментами и не очень, с ее проекциями с ее фантазиями, со всем что есть в ней. И это первичная идентификация, которая связана именно с оральностью.  Вот такая инкорпорация патологическим образом может проявляться у анорексичек, которые смотрят в зеркало и говорят что они толстые. Кого они видят, себя или проглоченную мать?           

  • Поздняя оральная стадия (6-12 мес.) преобладание "каннибалистических" влечений, инкорпорированный объект оказывается атакованным, искалеченным, поглощенным и отброшенным. Происходит развитие амбивалентных отношений.
  • Основной страх: быть съеденным
  • Достижения: формирование базового доверия к миру, появление амбивалентности в отношениях с объектом, в перспективе способность выражать агрессию. Важным аспектом оральной стадии является способность выражать агрессию. Как мать воспринимает оральную агрессию своего младенца, от этого будет зависеть насколько агрессивное влечение будет интегрировано в психику субъекта. Не все матери способны выносить агрессию своих детей.

 

«Психоаналитическая патопсихология» под ред. Ж. Бержере, 2001

                                                          

  • Источник влечения: дыхательный и пищеварительный тракты; органы фонации и речи; органы чувств; кожа.
  • Первичный объект: (грудь или ее заменители) парциальный, функциональный. Что значит объект функциональный? Это означает, что объект воспринимается как функция и не воспринимается как объект в отношении. То есть, объект хорошо, только если выполняет функцию. Взрослые люди, кто имеют фиксацию на оральной стадии относятся к людям как к функциональным объектам. То есть, такой субъект не видит в других людей, все вокруг призваны только удовлетворять какие-то его функции. Люди это функциональные объекты. В терапии это можно увидеть в проявлении бесчувствия со стороны пациента. Он не приходит на сессию и ничего не сообщает аналитику. Когда аналитик пытается прояснить это, пациент сообщает ,что аналитик не может переживать никаких чувств по отношению к нему. Какой смысл что-то сообщать?
  • Отношения с объектом: симбиотические, через посредника - питание, кормление; "безобъектное" состояние; состояние "недифференцированности - Я/неЯ"
  • Цель влечения: аутоэротическое удовольствие; инкорпорация объектов, удовольствие "иметь" смешано с удовольствием "быть". Это связано с тем, что когда объект покидает нас он уносит с собой часть нас, часть субъекта. Получается в контексте сепарации это означает потерю части себя или распад Я. Через убийство объекта происходит защита от распада собственного Я. И в этот самый момент объект обнаруживается как другой, не такой как Я и это тоже невыносимо.

 

Отнятие от груди («Психоаналитическая патопсихология» под ред. Ж. Бержере, 2001)

                                                          

  • специфический конфликт отношений, привязанный к разрешению оральной стадии
  • является травмой и переживается как следствие агрессии, наказания-возмездия за агрессивные импульсы.
  • оставляет в психике постоянный след ранних отношений, которым был положен конец

«Я-кожа» Д. Анзье, 2011

                                                          

  • "Я-кожа - это реальность фантазматического порядка, одновременно выраженная в фантазмах, сновидениях, речи, позах тела, расстройствах мышления, и вместе с тем это поставщик воображаемого пространства, состоящего из фантазмов, сновидений, рефлексии, любой психопатологической организации." С одной стороны Я-кожа это психическая репрезентация себя, своего кожного покрова. Это относится к области психического, как это представлено в психике. И сюда укладываются не только представления о себе, которые несет субъект, но и те паттерны взаимодействия с первичными объектами, которые происходили на оральной стадии. То есть, создаются паттерны отношений с объектом. Паттерны означают не только, как объект обращается с субъектом, но и то, что объект выделяет у субъекта и что игнорирует. Какое взаимодействие происходит между ними, что приветствуется и какие реакции запрещены.

 

 

 

 

 

Функции Я-кожи

                                              

  • Поддержка (психики) - интериоризация удерживания (holding)
  • Контейнирование (handling) - ощущение непрерывности Самости. Когда происходит прерывание Я или Самости, в психике образуются дыры.
  • Защита от раздражителей. Барьер паравозбуждения, который позволяет быть не таким тонкокожим, не таким чувствительным к внешним воздействиям. Это связано с нарциссизмом, чем более уязвимо мы себя чувствует, тем более мы нарциссичны. Тем тоньше барьер паравозбуждения. Некоторые люди чувствуют себя так, как будто у них нет кожи. На столько они чувствительны к внешнему воздействию.   
  • Индивидуация - поддержка уникальности Самости.
  • Интерсенсорность - объединение различных ощущений. То есть, это связано с количеством репрезентаций и то насколько мы чувствуем связанно внутри себя. Это мы можем определить когда субъект может описать себя или не может. Это связано с интерсенсорностью.
  • Оплот сексуального возбуждения (контакт с кожей матери)
  • Либидинозная перезарядка (поддержка внутреннего энергетического напряжения и его неравномерного распределения по психическим подсистемам). Мы по-разному инвестируем свое тело, свою психику, это может как-то изменяться, куда-то сдвигаться. Это зависит от развития индивида и от того состояния в котором он пребывает.
  • Записывание следов - информация о внешнем мире, щит Персея. Памятные следы это та перцептивная активность, которая записывается в психике и составляет ткань психической материи. Щит Персея это из древнегреческой мифологии. Щит помогал ему одолеть медузу Горгона, здесь голова медузы горгона это женские гениталии. Щит Персея является зеркалом и переходным объектом, благодаря которому можно войти в коммуникацию. И тогда Горгону можно победить.

 

Щит Персея, или психоз и реальность (Ф. Паш, 1971)         

  • Воспринимать - значит действительно выходить из себя, но совсем не для того, чтобы потом вернуться обратно в себя, следуя метафоре амебы. Нет! А для того, чтобы там оставаться. Последнее предполагает, что мы там находимся, пока объект перед нами, и приспосабливаем его зрительно на заданном расстоянии. Это и есть восприятие, а также любовь (они, возможно, имеют одинаковую природу) и благодаря им с неизбежностью появляется понятие антинарциссизма. Здесь речь идет о том, что отстранение происходит от собственного нарциссизма, что позволяет инвестировать либидо в объект. В противовес амебе поместить свое либидо в другого и выйти из своего нарциссического либидо, быть в отношении с объектом. То есть, воспринимать это видеть объект, видеть другого. Это ключевой момент. Другого, кто не является мною, того кто отличен и имеет другие желания. Это позволяет нам увидеть первого другого, а это мать, как объект. И быть в отношениях с ней как с объектом, а не пользоваться ею как средой. Это есть первый момент сепарации и первый момент столкновения с реальностью. Мать рождается для младенца как объект когда покидает его и такое рождение происходит в ненависти.
  • ... психотик - это тот, кто не располагает щитом Персея, тот, кого взгляд Медузы повергает в тревогу, а затем обездвиживает, превращая в камень. То есть, проблема психотической структуры это проблема лежащая в области восприятия реальности. Где реальность является очень тревожной и периодически бывает невыносимой. И как психотик защищается от этой реальности? Он изменяет реальность и создает новую реальность. И тогда бредовая конструкция, с точки зрения психоанализа, является попыткой выздоровления, попыткой создать такую реальность которая будет переносима. И тогда следующая проблема психотической структуры это путаница между фантазией и реальностью. Основной защитой психотика является отказ воспринимать реальность. Создание новой реальности вместо невыносимой, посредством бредовых конструкций и галлюцинаций.
  • ... защитная оболочка позволяет сопротивляться внешним силам и, в частности, отгородить сомнительные стороны матери (Медузы), а, следовательно, остаться одному и стать автономным
  • зеркало позволяет узнавать и оценивать то, что вовне, внешний мир в соответствии с «хорошими объективными критериями», а также инвестировать его в достаточной мере, уберегая себя от приступа тревоги, который вызывается взаимным столкновением двух инстинктов в присутствии объектной пустоты
  • Подарок - всего лишь придаток самой Афины, своего рода защитный кожный покров; его остатком является переходный объект

                          Я-кожа (Д. Анзьё, 2011)                                                 

  • Как аналитик я поражён аналогией между аутоиммунной реакцией, с одной стороны, и, с другой, поворотом влечения на себя, терапевтической негативной реакцией, а также атаками против связей в целом и против психических контенантов в частности. Отмечу также, что различие между своим и чужим (Шпиц) или между Я и не-Я (по Винникотту) имеет биологические корни даже на уровне клетки, и я выдвигаю гипотезу о том, что кожа как оболочка тела создаёт промежуточную реальность между клеточной мембраной (собирающей, сортирующей и передающей информацию относительно чужеродности или нечужеродности ионов) и психическим интерфейсом, которым является система восприятие- сознание Я.

 

Фиксация («Словарь по психоанализу» Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис )

1996

  • Прочная связь с определенными лицами и образами (imago), воспроизводящая один и тот же способ удовлетворения и структурно организованная по образцу одной из стадий такого удовлетворения. Фиксация может быть актуальной, явной, а может оставаться преобладающей тенденцией, допускающей для субъекта возможность регрессии.
  • В рамках генетического подхода фиксация предстает как направленное развитие либидо (фиксация на той или иной стадии). Вне генетической точки зрения, в рамках фрейдовской теории бессознательного, это способ включения в бессознательное некоторых неизменных содержаний (опыт, образы, фантазии), служащих опорой влечений

       

Фиксация

                                                                                                                     

  • Привязанность к определенным способам удовлетворения, определенным типам объекта и архаичным отношениям
  • Фиксация на травме (сексуальные соблазнения, развод родителей, военные действия) 
  • Фиксация лежит в основе неврозов, психозов и перверсий, а также определенного типа характера
  • Фиксация выступает как источник первичного вытеснения ("психический репрезентант влечения лишается доступа в сознание. В результате этого происходит фиксация; отныне этот репрезентант остается неизменным, а влечение навсегда сохраняет свою связь с ним") в тот момент, когда происходит фиксация, то влечение как бы застывает в неизменном виде. То есть, если фиксация происходит на первом году жизни, на оральной стадии, то влечение фиксируется на этой стадии и получается что взрослый человек дает реакцию младенца.
  • Условия возникновения фиксации: исторические факторы (семейный контекст, травма); врожденные факторы (темперамент), в силу которых один элемент влечения одерживает верх над другим, вязкость либидо. Вязкость либидо – свойство его подвижности, способность перемещаться в объект и обратно в Я. 

 

Оральный характер (Абрахам, Гловер)

                                                                                             

  • Орально удовлетворенный тип: "избыток оптимизма, который не умаляется реальным опытом", великодушие, общительность, открытость для новых идей, честолюбие, связанное с оптимистическими ожиданиями
  • Орально неудовлетворенный тип: пессимизм, депрессивные настроения, отчужденность, пассивно-созерцательная позиция, неуверенность, постоянное желание чувствовать себя в безопасности, огромное честолюбие, сочетающееся со страхом неудачи и разочарования, чувствами несправедливости и обманутости, чрезмерная чувствительность к соперничеству, неготовность делиться с другими, общая неудовлетворенность, связанная с завышенными ожиданиями, враждебность, антипатия, зависть, злоба.