psychologicheskie_zaschity

Вытеснение – это первичная защита, которую обнаружил Фрейд на заре психоанализа в процессе исследования истерии. Механизм вытеснения прост – удалить из сознания все то, что тревожит и никогда больше не вспоминать об этом. Вытеснение это активный процесс, направленный на сохранение вне сознания неприемлемых репрезентаций.   

В случае истерии вытеснение начинает работать аномально. В бессознательное вытесняется не только неприемлемые, конфликтные репрезентации и аффекты, но и положительный опыт. В результате аномальной работы вытеснения происходит выплескивание позитивного опыта самоподтверждения и размывается представление о себе. В результате возникает ненасытная потребность в самоподтверждении, которая так необходима для создания, поддержания и развития человеческого Я. В процессе развития психоанализа Фрейд приходит к выводу о том, что вытеснение является прародителем всех видов психических защит. 

Первичное вытеснение связано с устранением из сознания образов первосцены, угроз и соблазнения взрослым – это основной материал, который вытесняется и который не должен быть допущен в сознание. Все остальные последующие забывания называются вторичными вытеснениями.


Вторичное вытеснение – притяжение фиксациями первичного вытеснения и отторжение запрещающими инстанциями Сверх-Я. Здесь важно подчеркнуть, что этот процесс двухсторонний, с одной стороны то, что было первично вытеснено находится в бессознательном и пытается вернуться в сознание. С другой стороны то, что вытеснено в бессознательное притягивает к себе ассоциативно дериваты, которые пытались вытесниться и которые неприемлемы для сознания. То есть, в бессознательном есть сила, которая пытается эти репрезентации забрать в бессознательное обратно.

С другой стороны существует такой процесс, когда психика уже структурирована и существует такая инстанция как Сверх-Я, а по Фрейду инстанция Сверх-Я это наследник эдипова комплекса. То есть, Сверх-Я по Фрейду формируется годам к шести у индивидов. И в результате конфликта влечений с этой инстанцией Сверх-Я из сознания неприемлемое вытесняется в бессознательное. Получаются две силы, который действуют с двух сторон.

Возвращение вытесненного:

  • Сновидения;
  • фантазмы;
  • ошибки;
  • забывчивость;
  • юмор;
  • неудача вытеснения - симптом.

Что такое сновидение с точки зрения Фрейда?

Это галлюцинаторное исполнение инфантильного сексуального желания. То есть, получается что сновидения позволяют соприкоснуться субъекту с тем, что было вытеснено и теперь возвращается. Но в сновидении всегда есть цензура и вытесненное возвращается в завуалированной форме. В такой зашифрованной форме инфантильное сексуальное желание может быть исполнено.

Когда человек рассказывает анекдот у него существует возможность соприкоснуться с вытесненным в легальной  форме и не просто соприкоснуться, но еще разделить это с группой. То есть, существует возможность получить   удовольствие от рассказа анекдота, когда все будут смеяться. Тогда возбуждение которое испытывает человек, если  анекдот вызвал смех это возбуждение, связаны с инфантильными сексуальными желаниями.

 

      Реактивное образование (симптом)    

                                                     

Защита, основанная на противозагрузке репрезентации, противоположной запретной (одна из судеб влечений). Механизм развивается в период латентности, способствует адаптации субъекта к окружающей среде, когда выбор делается в пользу социально-культурных ценностей в ущерб примитивным (сексуальным и агрессивным) потребностям.

Заботливость - реактивное образование враждебности, а требовательность к чистоте у обсессивного пациента - желание загрязнения. Есть такое понятие как альтруизм, есть люди которые слишком сильно заботятся о других людях, как раз альтруизм можно рассматривать как реактивное образование. Вторичная выгода от альтруизма состоит в том, что субъект обращается с другими также, как он хочет чтобы обращались с ним. Здесь важно понимать, чем сильнее альтруизм, чем сильнее требовательность к чистоте, тем сильнее влечение, тем сильнее желание загрязнения. Они всегда находятся в прямой связи.

 

      Замещающее образование                                                                                                                                       

Репрезентация неприемлемого желания вытеснена в бессознательное. На уровне принципа удовольствия существует недостаточность, которую Я старается заполнить двойной компенсаторной реакцией:

  • Внести замещающее удовольствие;
  • устроить так, чтобы эта замещающая сознательная репрезентация благодаря игре ассоциаций как-то соотносилась с запретным удовольствием, отчетливо это не проявляя (возвращение вытесненного).

Мистический транс как замена сексуального оргазма. Люди могут быть очень аскетичны в сексуальной жизни, но истово молиться и получать сексуальное удовольствие не сексуальным образом. Но при этом разрядка, оргазм, который получает субъект благодаря такому мистическому трансу бывает даже сильнее, чем субъект мог бы получить через сексуальное наслаждение.

Поэтому можно задуматься над теми кто практикует духовные практики. То есть, получается, что энергия либидо смещается и направляется на другой объект. Но здесь выгода еще в том, что субъект не чувствует себя грязным в этих сексуальных отношениях, а имеет отношения с божественной субстанцией. Человек испытывает очень сильные чувства, от того, что он становится нарциссическим расширением божественной субстанции. Здесь налицо куча преимуществ. Сюда можно отнести и футбол и концерты, но это подпитка нарциссическим путем.

Эта сексуальная энергия используется в нарциссических целях. Поэтому когда психоаналитик смотрит на пациента, он находится в дихотомии между нарциссическим и объектным, между Я либидо и объектным либидо. Замещающим образованием может быть только то, что подлежит вытеснению. А если сексуальные отношения легализованы, разрешены и одобрены, тогда субъект не находится в конфликте со своим сверх-Я.

 

Компромиссное образование

                                                          

Попытка соединить в компромиссе запретные бессознательные желания и требования запрета. Сновидения. Я уже говорил о том, что существует цензура сновидений. Тогда получается, что такое понятие как сгущение связано с тем, что объект может в себе соединять разные объекты, то есть их символизировать. Получается что во сне представлено само инфантильное сексуальное желание и одновременно запрет на это желание. Вот он компромисс, который происходит в сновидении, то есть одновременно рыбку съесть и на трамвае прокатиться. Происходит соединение желания и запрета на это желание. Таков принцип любого сновидения. Потребность в контрфобическом объекте.

 

 

Образование симптома (неудача вытеснения)

 

      Данная защита включает в себя три механизма:

  • реактивное;
  • компромиссное;
  • замещающее образования.

 Защита направлена на борьбу со специфическим страхом:

  • избежать кастрации при неврозе;
  • избежать утраты объекта при пограничном состоянии;
  • избежать расчленения или распада при психозе.

Способ формирования симптома зависит от психической экономии. То есть, выбор симптома будет зависеть от того какой симптом будет наиболее выгоден с экономической точки зрения.

 

Идентификация

Проективная идентификация: фантазм проекции ребенка внутрь материнского тела с целью управления им, обладания и разрушения, с желанием контролировать плохие объекты, уже спроецированные туда (пенис отца, экскременты, других детей). Это понятие разработала Мелани Кляйн. Бион внес в него дополнения в виде нормальной и патологической проективной идентификации. Нормальная проективная идентификация это отношения матери и младенца на первом году жизни, когда еще материнский объект не корпорирован.

Патологическая проективная идентификация характерна уже для взрослых людей, потому что у взрослых есть уже другие механизмы защиты и если они пользуются проективной идентификацией, то речь идет о том, что этой защитой пользуется не невротическая часть субъекта. Проективной идентификацией пользуется невербализованная часть. Чем больше нарушен пациент, тем больше он использует проективную идентификацию. Это пациенты с тяжелой пограничной организацией и психотики. Такие пациенты вкладывают в аналитика очень архаические непереработанные переживания, которые требуется переработать в контрпереносе и вернуть пациенту.

У Биона это называется альфа функция матери, которая перерабатывает бета элементы (вещи в себе), которые транслирует ребенок матери или пациент терапевту. Эти бета элементы могут быть переработаны аналитиком и возвращены в виде интерпретации пациенту.  

         

Первичная идентификация - инкорпорация, "поглощение" объекта целиком (оральная стадия).
                                                                                

Вторичная идентификация - идентификация с качествами объекта (эдипова стадия). Позволяет нам выбирать те качества в объекте которые нам нравятся и идентифицироваться с ними. Считается самой зрелой идентификацией и она ведет к генитальным отношениям. И она же ведет к полноценным объектным отношениям.

Вторичная идентификация позволяет нам принимать другого как целостный образ и видеть в нем отдельного человека, отдельного от нас и наших желаний. Вторичная идентификация предполагает уже выбор, то есть субъект уже не целиком идентифицируется с объектом, а выбирает бессознательно те качества которые для него интересны, которые для него важные.

Например, идентификация с отцом и запрет на инцест. То есть, получается формирование Сверх-Я и идентификация с материнским или отцовским (эдипальным) образом. Что позволяет с одной стороны получить эту материнскую и отцовскую, женскую и мужскую идентификацию с одной стороны, а с другой стороны защититься от инцестных желаний. Потому что идентификация служит и защитой от этих желаний потому, что ребенок отказывается от физической любви к родителям в угоду любви к их словам. Так работает вторичная идентификация.
                                                                                 

Имитация и заражение (в коллективе) вне всякой прямой либидинальной связи. Примером может служить футбольный матч, где происходит массовое заражение. Также имитация происходит у детей в 3-4 года. Например, девочка надевает мамины туфельки, наряжается и начинает краситься. Дети ведут себя как маленькие взрослые и через это пытаются идентифицироваться. Но имитация в отличие от идентификации поверхностное явление и не позволяет взять объект внутрь. Например, когда пациентка приходит к психотерапевту и выглядит также как терапет, у нее такая же прическа или она одета также как терапевт, это тоже имитация.
                                                                                 

Идентификация с агрессором:

  • Инверсия ролей (игра в доктора). Когда ребенку делают прививку это больно и неприятно, ему это не нравится он страдает и плачет, но когда ребенок приходит домой, он начинает играть в доктора и делает уколы своим игрушкам. То есть, по сути это и есть идентификация с агрессором, это попытка овладеть своей ситуацией и превратить пассивное в активное.

  • Интроекция опасного объекта. Предполагает магическое всемогущество другого и наличие строгого архаического "Сверх-Я". То есть, речь идет о том, что этот другой агрессор сильнее, агрессор идеализирован. Пациенты часто описывая своих родителей идеализируют их, в этом случае они всегда агрессоры. А бывает описание родителей в негативном ключе и в этом случае они демонизированы. И вот эта демонизация родительского объекта и есть описание агрессора, с которым очень сложно иметь дело. Идентификация с агрессором позволяет справиться с агрессором, становясь им же. Идентификация с агрессором в большей степени основана на страхе и влечении к овладению, здесь есть много анального садизма в этой идентификации. Здесь важно понимать, что если пациент рассказывает нам слезливую историю как с ним обращались, то мы должны понимать, что внутри него живет этот агрессор, который также будет обращаться с нами. То есть, если пациент рассказывает о садомазохистических отношениях, эти отношения будут принесены в аналитический контекст. И они же будут развиваться в процессе работы и взаимодействия. Демонизация это когда аналитик слышит все только плохое от пациента про какой-то объект. Здесь вытесняется или отщепляется все хорошее и остается плохой образ объекта.

 

Проекция (неудача вытеснения)

                                                                                                                                                                      

Выделяют три этапа:

  • Мешающая репрезентация внутреннего влечения подавляется;
  • содержание деформируется;
  • содержание возвращается в сознание в виде репрезентации, связанной с внешним объектом.

Происходит трансформация внутренней опасности во внешнюю. Нежелательные чувства, качества, желания, которые субъект отрицает в себе, приписываются другому. В первую очередь спроецирована на других может агрессия. Это не я злой это вы все меня ненавидите. Это говорит о том, что я не могу быть в контакте со своей злостью я проецирую свою злость на другого и тогда эта злость приходит ко мне как злость другого человека. Очень часто можно услышать о зависти пациента спроецированной на кого-то вовне.
                                                                                 

Первичная проекция: не связана с вытеснением, способствует установлению различий между Я-сам и не-Я-сам. Это дает возможность дифференцирования с объектом, с материнским объектом.
                                                                                

Вторичная проекция: возвращение того, что должно было быть вытесненным, но не смогло им стать.                                                                       

Анимизм, мифы это тоже наши проекции. Сказки народов мира являются проекциями психического или коллективного бессознательного и показывают развитие народа. Мифология, сказания, былины – являются способом коллективной переработки бессознательных фантазмов, которые присутствуют в народе и они отражают так или иначе движение коллективной души.

 

Интроекция (не интегрированность, слепленность с Я)

                                                                                  

  • Создает защиту от неудовлетворенности из-за отсутствия объекта. Интроекция приносит утешение в виде внутреннего присутствия;
  • Составляет противоположность проекции. Я - удовольствие и все хорошее забирает внутрь, а все плохое выбрасывает вовне;
  • Меланхолия;
  • Отличается от интернализации, которая касается способа связи с другим (эдипово соперничество с отцом).

Я описал интроекцию как распространение аутоэротического интереса на внешний мир путем “втягивания” его объектов в Я. Я придал большое значение этому втягиванию и хотел показать, что понимаю любую объектную любовь или перенесение у нормального человека и у невротика, естественно и у параноика как расширение Я, то есть как интроекцию.

                                                                                                                                                               Шандор Ференци

То есть, по Ференци интроекция это расширение Я и аутоэротическое явление. Строго говоря, человек может любить только самого себя, любя какой-то объект он принимает его в себя. Это как в сказке о бедной жене рыбака. В результате проклятия к ее носу приросла колбаса и она ощущает прикосновения к этой колбасе, как прикосновения к собственной коже и вынуждена энергично обороняться против попыток отрезать неприятный нарост.

Так же как и мы ощущаем страдания, которые кто-то причиняет любимому нами существу как свои собственные. Такое прирастание любимого объекта я называю интроекцией. Таким образом механизм перенесения на какой-либо объект, а значит и любой объектной любви, я представляю себе как интроекцию как расширение Я.

Чрезмерная склонность к перенесению у невротических лиц я описал как сознательное преувеличение этого механизма, как маниакальную страсть к интроекции. В то время как параноики имеют тенденцию лишать объект своей любви и если она возникает вновь проецировать ее на внешний мир, болезненная страсть к проекции. Истинный параноик мог бы посчитать колбасой даже часть собственного носа, собственной личности, отрезать ее и выбросить, но он не в коем случае не позволил бы прирасти чему-то чужеродному. Я хорошо знаю и нередко указывал на это в цитируемой мною работе, что такие же механизмы имеют место у нормальных людей.

Верно и то, что в некоторых случаях невроза вступает в действие проекция, например в истерических галлюцинациях. А способность к переносу и интроецированности не всегда относится к паранойе. И все же проекция при паранойе и проекция при неврозе играет роль настолько более значимую, чем другие механизмы. Что их можно рассматривать для данных клинических кейсов.

Но есть такое понятие интроекция по Ференци, которая используется для меланхолии и является основой меланхолического ядра. Потому что этот механизм интроекции, когда объект берется внутрь, но не интернализуется, а мы говорим о том, что вторичная идентификация это есть интернализация объекта. То он как бы как эта колбаса, которую описывает Ференци прирастает к Я, но не становится частью Я. Прирастает как накладка и тогда получается, в том месте где колбаса приросла, там тень объекта падает на Я и эта часть Я оказывается не отраженной непроявленной. 

И тогда получается, что такой механизм интроекции используется в том случае, когда происходит расставание с объектом. Невозможно пережить это расставание и тогда объект берется как бы внутрь, но не целиком как инкорпорация, а как интроекция, как прилипание к Я. Получается, что интроекция используется в меланхолическом ядре. Взять объект внутрь, но не идентифицироваться с ним, а как бы иметь внутренний объект с которым можно быть в отношениях.


 

Интериоризация (интернализация)

                                                                                                                                             

Процесс, посредством которого межличностные отношения преобразуются во внутриличностные. Интериоризация конфликта, запрета. Например запрет на инцест. Сначала родителя запрещают что-то ребенку, а потом запрет становится внутренним и становится частью Я, неотъемлемой частью. Работа аналитика состоит в том, чтобы помочь интегрировать как можно больше собственных конфликтов, сексуальных и агрессивных влечений. Чем больше будет интеграций, тем более невротической будет психика.

 

Интеллектуализация    

                                                                      

Процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими. Преобладание абстрактного умствования над переживанием, признанием аффектов и фантазий. Часто возникает как сопротивление лечению. Очень часто приходят интеллектуальные пациенты и рассказывают с точки зрения психоаналитической теории то, что с ними происходит и могут даже поставить себе диагноз. Я все понимаю говорят они, но это никак не клеится с моими переживаниями.

Проблема не в том, что человек все понимает и оперирует теорией, а в том, что его чувства не интегрированы. И работа в таком случае будет направлена на то, чтобы аффект соединился с репрезентацией. Чтобы чувства были признаны и нашли место в психическом пациента. Здесь можно попасться на крючок очень красивых теоретических метафор пациента.

Некоторые пациенты могут так красочно описывать что-либо, но это не будет иметь ничего общего с их переживаниями. И в этом может быть проблема, и тогда можно оказаться в области ложного анализа. То есть, это будет процесс, который будет проходить в области ложной самости. В области красивых интеллектуальных картинок. Пациенты часто могут делать это для того, чтобы их любили и поэтому они могут приносить аналитику такие красивые размышления и картинки. В таком случае стоит задуматься с чем вообще мы имеем дело.

 

Рационализация

                                                          

Процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связанное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства и т.д. При этом подлинные мотивы и чувства остаются в тени. Навязчивые ритуалы объясняются требованиями гигиены. Можно наблюдать систематизацию бреда. Рационализация часто опирается на идеологические схемы, мораль, религию, политические убеждения. В этот момент субъект чувствует поддержку общества.

Отмена (аннулирование)     

                                          

Активный процесс, состоящий в том, чтобы отменить то, что уже сделано. Для этого используются другие действия, мысли и поведение, предназначенные магическим образом устранить все, что связано со стесняющими репрезентациями. Это вторично влечет за собой чувство всемогущества Себя и действия. Здесь часто используется магическое мышление. Аннулирование направлено на саму реальность, так как отрицается или искажается важный ее элемент - временность.

                            

Отрицание  

                                   

Неприятная репрезентация влечения не вытеснена, сохраняется в сознании, и субъект защищается от нее, отказываясь допустить, что речь может идти о том, что затрагивает лично его. "Эта женщина, которая появлялась в моем сновидении, не моя мать", "я не мог так думать". Одновременно проявляются и репрезентация и защита от нее. Отрицание действует прежде всего на уровне внешних восприятий. Очень часто когда пациент строит свой рассказ с отрицания, например я не завидую, я не злюсь, это означает, что все с точностью наоборот. Здесь вспоминается сказка о белоснежке, где злая мачеха это мать, расщепленный образ, она завидует своей дочери и хочет уничтожить ее, мачеха не выдерживает того, что дочь может ее превзойти. Тогда это история соперничества между матерью и дочерью, где есть только одно место на двоих, где невозможно развиваться, потому что это убьет мать. Эта история для некоторых матерей очень катастрофична.

                                              

Инкорпорация

По механизму инкорпорация есть проекция, только по механизму, но по пониманию этого инкорпорация в первую очередь означает фантазм о включении в тело объекта. Как будто объект включается телесным образом и становится частью тела субъекта. Поэтому мы говорим про инкорпорацию материнского объекта как первичную идентификацию с материнским объектом. Основным моментом здесь является то, что объект включается целиком без купюр, без выбора, никакие качества не выбираются, а все качества материнского объекта проглатываются внутрь. Это нормальная ситуация для любого младенца, что называется всосал с молоком матери.

То есть, младенец инкорпорирует молоко, берет его внутрь физически и таким же образом эмоционально-психически он берет внутрь себя материнский объект. Таким образом он расширяет свое Я. Этот объект ему необходим для того, чтобы он мог дальше развиваться и для того чтобы он мог развивать свою психику, иметь это нарциссическое расширение.

      Отказ (игнорирование)                     

                                                                      

Защита направлена на отказ воспринимать реальность, связанную с репрезентацией. При перверсиях приписывание наличия пениса у матери, то есть отказ воспринимать женские гениталии. Форклюзия имени отца. Отбрасывание, отказ от имени отца. Под именем отца подразумевается закон, запрет на материнское наслаждение младенцем и со стороны младенца на присвоение матери себе как объекта наслаждения.

Отбрасывание имени отца означает – отказ от наслаждения матерью младенцем. Инверсия влечения, переход от любви к ненависти, от вуаеризма к эксгибиционизму (изменяется цель влечения от активной к пассивной). Обращение против себя, садизм-мазохизм, вуаеризм - эксгибиционизм (изменение объекта влечения). Отказ это психотическая защита и в момент отказа от реальности возникает бредовая конструкция.                      

Изоляция

                                                                                                                     

Механизм защиты, распространенный при неврозе навязчивости. Изоляция какой-либо мысли или поступка, разрыв их связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции - остановки в процессе мышления, использование формул и ритуалов. То есть, вся совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей или действий.

 

Смещение

                                                                                  

Механизм, при котором ощущение напряженности, значительности, важности какого-либо представления переходит на другие, поначалу более слабые представления, связанные с первой цепью ассоциаций. Смещение переходит на менее эмоционально-заряженный объект, на объект более нейтральный. В сновидениях смещение - результат цензуры. Смещение происходит в бессознательном и является одной из характеристик первичного процесса, связанной с психической экономией.

                                  

     Сгущение             

                                                                      

Один из главных способов функционирования психических процессов. Единое представление воссоединяет в себе несколько ассоциативных цепей и образуется на их пересечении. Сгущение это когда несколько цепочек представлены одним образом. С точки зрения психической экономии, сгущение предполагает загрузку энергией, связанной с различными ассоциативными цепями, суммирование различных ее потоков в едином представлении:

  • в сновидениях;
  • в остроумии;  
  • в ошибочных действиях и создании неологизмов. Очень часто сгущение и смещение идут рука об руку, как правило материал клиента с конденсирован.

Идеализация (обесценивание) – (защита связанная с расщеплением объекта)

                                                          

Психический процесс, посредством которого положительные качества и достоинства объекта преувеличиваются, а сам он трактуется как нечто совершенное. Самоотождествление с идеализированным объектом способствует образованию и развитию в личности так называемых идеальных инстанций (Я идеальное, Идеал-Я). Идеализация и обесценивание это две стороны одной медали. Чем сильнее идеализация, тем сильнее будет обесценивание. За идеализацией всегда следует обесценивание, вопрос только в том, когда оно наступит. Идеализация и обесценивание используются в индивидуальном развитии субъекта. Родительские объекты идеализированы, в тот период, когда деревья были большими.

Когда субъект приходит в этот мир, он беспомощный и зависимый от этих объектов. Поэтому идеализация объектов связана с переживанием всемогущества субъекта. То есть, изначально родительские объекты являются нарциссическим расширением субъекта, они всемогущие и идеализированные, они боги для ребенка. Независимо от того в какой семье рождается ребенок, любые родители изначально будут идеализированы. Это также связано с тем, что у ребенка нет другого опыта и он опирается на опыт со своими родителями и для него они свет в окошке, они самые главные.

Чем лучше субъект тестирует реальность, тем меньше его всемогущество. Тем меньше наша идеализация. Чем больше сохраняется идеализации у индивида тем больше ощущение и желание собственного всемогущества. В подростковом возрасте происходит обесценивание своих родителей, оно необходимо для сепарации с объектом. Если объект остается идеализированным с ним невозможно сепарироваться. Поэтому защита обесценивание позволяет нам сепарироваться от объекта, отделиться от него. Отвергнуть объект как плохой непригодный неинтересный нам.

И уже после подросткового периода происходит установление с родителями, уже реальных, адекватных отношений. Это кому повезет проделать такую работу. После обесценивания мы находимся в большем контакте с реальностью и тогда мы можем простить своим родителям все их огрехи и принять их в полноте, с их достоинствами и недостатками.

 

Расщеплени  Я                                       

                                                                      

Внутри Я сосуществуют две психические установки по отношению к внешней реальности, противоречащие влечениям. Первая учитывает реальность, вторая игнорирует ее, выдвигая на первый план желания. Эти установки сосуществуют, не оказывая друг на друга никакого воздействия (З. Фрейд). Это расщепление на инфантильную и зрелую часть. То есть, инфантильная часть живет по принципу удовольствия, зрелая часть учитывает принцип реальности. Получается, что инфантильная часть не может быть в контакте с реальностью и она использует отказ воспринимать реальность как защиту.

И есть другая зрелая часть, которая находится в контакте с реальность и к этой зрелой части мы апеллируем, когда работаем с психотической структурой. Потому что в инфантильной части не на что опираться. А вот опираясь на зрелую часть, можно работать с инфантильной. Расщепление Я на "хорошее" и "плохое" (М. Кляйн). “Хорошее” Я присваивается себе, плохое я проецируется через проективную идентификацию на другой объект. Таким образом происходит функционирование субъекта.

 

Расщепление объекта

                                                          

Простейшая форма защиты от страха: объекты эротических и деструктивных влечений расщепляются на "хорошие" и "плохие" и обособляются в последующей игре проекций и интроекций.

 

Сублимация

  • Процесс, не имеющий видимой связи с сексуальностью, но порожденный силой сексуального влечения (изменение цели и объекта влечения);
                                                                                    
  • Основные формы: 1) художественное творчество; 2) интеллектуальная деятельность; 3) другие социально значимые виды деятельности;
                                                                                    
  • Механизм: 1) источником являются парциальные влечения; 2) примыкание влечений; 3) изъятие либидо от объекта и направление на собственное Я; 4) десексуализация – изменение цели влечения. Сексуальная энергия направлена не на сексуальный объект. 

 

Регрессия

  • Возврат от уже достигнутой точки к одной из предыдущих;
                                                                                    
  • Топическая регрессия обусловлена функционированием психического аппарата: сновидение, память, галлюцинация (возврат от движения к восприятию);
                                                                                    
  • Временная регрессия (вступают в действие прежние способы психической организации) - по отношению к объекту, по отношению к либидинальной стадии, по отношению к эволюции Я. С Я может происходить диссоциация, оно может стать менее связанным;
                                                                                     
  • Формальная регрессия (возврат от вторичных процессов к первичным): сновидения, юмор.

 

Защита от аффектов

                                                                                  

  • Блокирование аффектов: эмоциональная холодность (отсутствие контакта с аффектом), деперсонализация;
                                                                                    
  • Отсрочивание аффекта: скорбь; отсутствие страха в период опасности; слезы на могиле Лермонтова у человека-волка (защита от разрушительного действия аффекта);
                                                                                    
  • Смещение аффектов: смена объекта (фобия лошадей у маленького Ганса), телесные ощущения как эквивалент психических переживаний;
                                                                                    
  • Изменение качества аффектов: трансформация сексуального возбуждения в тревогу; 
                                                                                    
  • Проекция и интроекция аффектов: идентификация с агрессором;

  • Изоляция аффектов: у обсессивно-компульсивных невротиков;
                                                                                    
  • Защита от чувства вины (двойной контркатексис и от влечений Оно, и от требований Сверх-Я): вытеснение, рационализация в качестве оправдания поступка; разделение чувства вины с другим; порицание другого за то, что отрицается у себя. Чувство вины здесь особое аффективное переживание. Всеми этими защитами мы защищаемся от неудовольствия;                                                                                           

Читайте также:

Кто такой психоаналитик >>>

Психоаналитический психотерапевт >>>

Современный психоанализ >>>

Психоаналитический бизнес–коучинг>>> 

Психоаналитик в Москве >>>


Если при прочтении текста вам что-то откликнулось и кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на ваш случай, и вы хотели бы решить эту проблему, вы можете связаться со мной по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о беспокоящей ситуации, требующей профессиональной помощи.


Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно). В ходе предварительной консультации я пойму, смогу ли я вам помочь. Если вам проще написать письмо, вы можете отправить его на почту.

Прошу описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма не ограничен, я обязательно прочитаю его и отвечу.