parentifikaciya

Как-то я говорил о том, что патологические семьи мешают взрослению и разделению. Такая семья может создавать у субъекта конфликт между его лояльностью родительским ожиданиям и необходимостью взросления. Это означает что патологическая семья и патологические отношения удерживают его в определенной позиции.

 

Например, с подростком могут общаться как с младенцем, абсолютно не меняя с ним форму общения. И такая скрытая лояльность в данной семье может ограничивать человека в возможности занять место зрелого мужчины или зрелой женщины. В рамках данной проблематики хочу продолжить разговор в данной статье. Каким образом патологические семьи препятствуют развитию индивида. 

 

Например, существует такой феномен как – школьная фобия. Это когда ребенок из-за тревоги отказывается ходить в школу. Каждый такой поход в школу может сопровождаться приступами страха, головокружением и тошнотой. Или ребенок может постоянно заболевать после похода в школу. Как правило такой симптом рассматривается как внутренний конфликт ребенка, это он сам боится взрослеть и разделяться с семьей. Школа же это взросление и социализация, а он боится взрослеть и разделяться. Как будто он сам хочет оставаться дома.  

 

Но скорее всего такого рода детские симптомы являются не столько выражением желания самого ребенка остаться дома, сколько могут выражать скрытое родительское желание не отпускать ребенка и удерживать его рядом. Это может означать, что у кого-то из родителей есть скрытая потребность в присутствии ребенка дома. Очень часто детские симптомы говорят именно об этом.

 

У римлян было такое высказывание – кому выгодно, тому и хорошо.

 

 

Я уже писал о том, что дети очень чувствительны к бессознательному желанию родителей и они в той или иной степени стараются его оправдывать. И порой устремление соответствовать скрытому желанию родителей может приводить к тому, что ребенку навязывается роль родителя для родителя. Это называется – парентификация.

Парентификация это когда на ребёнка ложится ответственность за эмоциональное состояние родителя, где он и превращается в родителя родителю.

 

Например, если мать депрессивная женщина, то единственным смыслом ее жизни является воспитание ребенка. В такой ситуации ребенок чувствует, что он опустошит свою мать эмоционально, если будет жить своей жизнью. У такой матери, которая воспитывает ребенка, у нее же ничего кроме этого не остается.

Ребенок это единственное что у нее есть и если ребенок будет от нее отделяться он лишит ее этого смысла. В такие моменты ребенок чувствует, что ответственен за свою мать. Он может постоянно переживать о том, что с матерью что-то случится пока он будет в школе и тогда он тут же бежит к ней домой после уроков. Или ребенок вообще не выходит из дома, постоянно болеет и находится всегда рядом с мамой. Таким образом он бессознательно ориентируется на материнское желание чтобы быть рядом. Хотя мать прямо этого не озвучивает, дети всегда это слышат.

 

 

Есть дети которые так сильно озабочены состоянием своих родителей, как правило это мать, что по ночам они прислушиваются к тому дышит ли мать или нет. У таких детей очень большой страх потери родителя. Такое бывает как раз если мать ребенка депрессивная. И такая тревога ребенка очень похожа на тревогу, которую в норме может испытывать мать по отношению к младенцу, когда она прислушивается к дыханию новорожденного. Такой симптом тоже очень частый у матерей, которые только что родили ребенка, но тут получается все наоборот. То есть ребенок скрыто превращается в беспокойную мать для своей депрессивные матери и очень боится за нее. Также, очень часто ребенок в таких отношениях может в скрытой форме служить антидепрессантом для такой матери. 

 

Сейчас очень много детей, которым ставят диагноз СДВГ. В последние годы тема с данным диагнозом сильно расцвела. Это дети очень подвижные им очень сложно сосредоточиться, они постоянно в движении и у них очень большие проблемы с обучением в виде дефицита внимания. В последние годы сильно расцветает эпоха большой фармакологии, где все начинают лечить медикаментозно. В последние двадцать лет это было немыслимо, но сейчас уже даже таким детям назначают лекарства.

 

Но если посмотреть на этих детей и их симптомы не медицинским, а психологическим взглядом то можно заметить, что такое гиперактивное поведение часто исполняет определенную функцию в семье.

Например, такое поведение нацелено на то, чтобы постоянно тормошить депрессивную мать. Очень часто ребенок таким поведением и такой активностью все время пытается ее разбудить. Его активность в каком-то смысле это постоянная попытка вернуть мать к жизни. И депрессивная мать может эмоционально оживать только в присутствии вот этого гиперактивного ребенка. Только в присутствии своего чада она может как-то немного возвращаться к жизни.

 

Без такой детской активности мать совершенно безжизненна и очень часто у эмоционально безжизненных родители как раз такие гиперактивные дети. Также, можно заметить, что в присутствии матери и в ее отсутствие, поведение ребенка может кардинальным образом меняться.

Например, в школе ребенок может быть гиперактивным, ему может быть очень сложно учиться и концентрироваться потому, что он бессознательно обеспокоен состоянием матери. У него просто не остаётся психического пространство для учебы и нормальных отношений со сверстниками. Для нормальной учебы необходимо внутреннее спокойствие, если такого спокойствия нет, то ребенок нормально обучаться не сможет.

 

Гиперактивность ребенка может быть и формой защиты от тревоги. Или его чрезмерная живость поведения может маскировать безжизненные отношения  родителей, ребенок своим поведением как бы пытается оживить депрессивную семейную атмосферу. Поэтому симптомы ребенка необходимо рассматривать не в отдельности, а как что-то внутри семьи, как что-то внутри отношений.

 

 

Ребенок как симптом семьи

 

 

Не стоит вырывать ребенка из семейного контекста и просто смотреть на его симптомы индивидуально. Его симптомы всегда каким-то образом связаны с семьей и чем меньше ребенок тем в большей степени они вписаны в семейный контекст. У взрослого так уже не работает, но у маленького ребенка симптомы всегда являются продолжением отношений внутри семьи. Поэтому стоит смотреть на то что происходит в семье, какие там царят отношения. Обычно родители пытаются привести ребенка к специалисту и сказать – это у него проблемы.

 

 

Есть такая поговорка – устами младенца глаголет истина. Я бы переформулировал и сказал – симптомами ребенка глаголет истина.

 

 

Симптомы ребенка отражают то, что происходит в семье и это находит как бы язык выражения. Ребенок демонстрирует все скрытые проблемы и сложности. Чем больше родители пытаются эти сложности отрицать, тем сильнее эти симптомы.

 

Приведу зарисовку как пример. Представим девушку-подростка единственного ребенка в семье, которая поступает на актерский факультет. Она поступает и все проходит хорошо, у нее появляются новые друзья, ее талант отмечают на факультете преподаватели и у нее уже начинают потихонечку вырисовываться какие-то профессиональные перспективы. Как вдруг, совершенно неожиданно для всех с ней случается то, что называется нервным срывом. У нее возникают приступы тревоги, страха и паники, которые не дают ей учиться. Девушка вынуждена бросить учебу и перестать общаться с друзьями. Она возвращается на полное попечении матери, которая как это ни странно, совсем не обеспокоена таким развитием событий. И если до болезни дочери она была несколько депрессивной, то здесь вдруг у нее появляются силы и энергия и вдруг мать становится более активной.

Если говорить о семье, то такая семья всегда бывает выстроена вокруг матери, чье желание полностью главенствует. Хотя она нигде не работает, а отец занимает престижный пост, в семье все подчиняются матери в том числе и сам успешный отец. В таких семьях слово отца мало что значит и такие семьи можно встретить достаточно часто. Социальный успех отца вовне и при этом полное бесправие внутри.

 

Например, так называемая инфантильность отца является причиной постоянных насмешек со стороны жены и мужчиной он себя ощущает только за дверью дома. Такой успешный мужчина приходя домой сразу попадает во власть жены.  

Такие матери думают и говорят так: «Я создала его, все это благодаря мне. Если бы ни я, он так бы и был инфантильным подростком». Несомненно, женщины оказывают значительное влияние на успех мужчины, не будем это приуменьшать. Часто желание женщины и ее опора подталкивает мужчину к успеху. Истерическая же женщина всегда хочет господина над котором она могла бы властвовать, когда она обретает над ним господство он теряет это качество. И здесь всегда существует конфликт.

 

Еще немаловажный факт для данной иллюстрации – эта девочка единственный ребенок в семье, а единственные дети, которых сейчас все больше, очень сильно нагружены родительскими, бессознательными тревогами и желаниями. И связь таких детей с родительским бессознательным гораздо крепче, чем в семьях где детей много. Поэтому в семьях где детей мало, ребенку гораздо труднее разделяться внутренне и он более нагружен связью с родителями.

 

Какой смысл этой зарисовки? Дочь является тем, что скрепляет отношения отца и матери, а ее взросление грозит разрушить семью. Как только дети взрослеют  и уходят, семьи очень часто разваливаются. И в такой ситуации всегда звучит требование, чтобы дочь никуда не уходила и не взрослела. Своей болезнью и постоянной заботой она скрепляет отношения отца и матери и наделяет мать ценностью. Это требование, которое не слышат окружающие, но очень отчетливо слышит дочь – ты не должна взрослеть и уходить из семьи. И частая проблема здесь в том, что ребенок является инструментом скрепления семьи.

 

Скрытая логика в таких семьях звучит так – чем хуже, тем лучше. Чем больше проблем создает ребенок, тем крепче связь семьи. Когда ребенка постоянно водят по врачам, выискивают у него проблемы это говорит о том, что ребенок не может жить отдельно и мать здесь всегда при деле. Что может быть важнее чем воспитывать ребенка? Для любой матери это + тысячу к собственной самооценке.

 

 

Саботаж успеха и чувство вины

 

 

Если вернуться к причине, послужившей нервным срывом, то это начало успеха в актерской карьере. Желание девушки встретило скрытое сопротивление со стороны матери. Ее желание с самого начала подвергалось скрытой критике. Если в данной ситуации внимательно вслушаться что и как говорит мать, то можно понять, что это была ее собственная, скрытая и нереализованная мечта – стать актрисой. То есть мать девочки всю жизнь чувствовала себя нереализованной как женщина и всегда фантазировала о том, какой актрисой она могла бы стать. И если некоторые родители реализуют свои фантазии через детей делая из них инструмент собственных амбиций, то другие наоборот, запрещают своим детям быть успешными там, где они сами не смогли состояться. Эта мать не чувствовала себя внутренне женщиной и не могла позволить добиться успеха своей дочери, в этой очень женской области. И сама дочь бессознательно наказывает себя за попытку переступить такой материнский запрет.

Психоаналитически это будет звучать так – своим успехом дочь кастрирует доминантную мать. В этом сценарии дочь показывает своей матери, что у нее самой есть нехватка. Несмотря на доминирование матери, у нее есть несостоятельность и что мать не такая всемогущая. Дочь показывает своим успехом, что у матери у самой есть неудовлетворенность и нереализованность. И дочка преуспевает там, где мать хотела преуспеть сама, но не смогла. Но как только дочь подходит к границе этой реализации, к границе возможности успеха, то она из чувства вины перед матерью тут же начинает саботировать свой успех. Очень многие люди саботируют свои достижения из чувства вины перед родителями.         

    

Для такой девушки, о которой идет речь, стать независимой от матери, которая всю жизнь положила на единственного ребенка, значит обнажить материнскую нехватку. Такая дочка перестает служить для своей матери затычкой и оправданием и это означает лишить мать социального оправдания, постоянной жертвенной позиции и смысла жизни. Для дочери самореализация значит бессознательно предать и убить свою мать. У дочки здесь существует большой конфликт, между лояльностью матери и желанием реализации. Это один из самых ярких примеров, когда ребенок приносит в жертву свой собственный успех.


Читайте также:

Кто такой психоаналитик >>>

Психоаналитический психотерапевт >>>

Современный психоанализ >>>

Психоаналитик в Москве >>>


Если при прочтении текста вам что-то откликнулось и кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на ваш случай, и вы хотели бы решить эту проблему, вы можете связаться со мной по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о беспокоящей ситуации, требующей профессиональной помощи.


Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно). В ходе предварительной консультации я пойму, смогу ли я вам помочь. Если вам проще написать письмо, вы можете отправить его на почту.

Прошу описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма не ограничен, я обязательно прочитаю его и отвечу.